Проект по русскому языку

Проект обучающегося

Проект по русскому языку в первую очередь базируется на пройденном материале курса он может быть разработан по следующим направлениям (в общем виде):

  • Письменность
  • История русского языка
  • Фонетика и фонология (гласные, согласные, просодия, морфонология, орфоэпия)
  • Морфология (существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия, предлоги, союзы, частицы, междометия
  • Словообразование
  • Синтаксис
  • Лексика

Проект по русскому языку может быть весьма разнообразным. Приведем в общем виде план проекта по изучению истории русского языка:

  1. Поставьте цель, задачи и определите методы проекта. Выдвинете гипотезы.
  2. Изучите теоретические основы по истории русского языка, в том числе  работы других авторов.
  3. Рассмотрите развитие русского языка во времени и закономерности развития русского языка.
  4. Изучите особенности русского языка по определённому направлению, к примеру, можно взять за основу фразеологизмы или развитие диалектов.
  5. Русский язык в современном мире. Рассмотрите устаревшие слова, рассмотрите новые слова.
  6. Рассмотрите применение русского языка в современном обществе, в своем окружении, особенности употребления некоторых слов в речи и т.п.
  7. Сделайте выводы по исследованию.
  8. Результаты проекта оформите в отчет или презентацию.

Примерные тематики для проекта по русскому языку

  • Проект "Английские заимствования в русском языке"
  • Проект "Грамотность"
  • Проект "Иностранные заимствования в русском языке"
  • Проект "Немецкие заимствования в русском языке"
  • Проект "Поговорки"
  • Проект "Пословицы"
  • Проект "Фразеологизмы"
  • Проект о Слове
  • Проект по знакам препинания

  • 1 класс
    • Проектное задание: подобрать текст диктанта, который можно использовать для проверки написания сочетаний гласных после шипящих
    • Проектное задание "Словарь в картинках".
    • Творческое задание (выполнение мини-проекта): подготовка рассказа о своём любимом животном
  • 2 класс
    • Проектное задание «Готовим виртуальную экскурсию по залам Третьяковской галереи»: каждый ученик в классе выбирает одну картину и готовит о ней рассказ, все рассказы соединяются в целостную экскурсию.
    • Проект «Выставка одной картины»: каждую неделю в классе проводится выставка одной картины, картины по очереди подбирают учащиеся класса и готовят устный рассказ о выбранной картине.
    • Проектное задание  "Словарь «Почему это так называется?»"
    • Проектное задание: найти информацию о музеях самоваров в разных городах России, подготовить небольшие устные сообщения, представить их в классе
    • Проектное задание: написать несколько советов о том, как вести диалог
  • 3 класс
    • Проектное задание: составление (в процессе коллективной деятельности или самостоятельно) словаря устаревших слов по материалам работы со сказками на уроках «Литературного чтения».
    • Проектное задание: составление собственного словарика трудных слов (тех, написание которых не удаётся сразу запомнить, при написании которых регулярно возникают сомнения и т. д.)
    • Проектное задание: создание собственных текстов с максимальным количеством включённых в них словарных слов.
    • Проектное задание: создание собственных текстов с макси­мальным количеством включённых в них слов с определён­ ной орфограммой
    • Речевой тренинг: подготовка небольшого выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания.
    • Проектные задания "Откуда в русском языке эта фамилия?", "История моих имени и фамилии" (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.)
    • Проектное задание "Странички «Природного словаря»".
    • Проектное задание «Улицы, связанные с профессиями, на карте моего города»
    • Проектное задание, например: «Оркестр народных инструментов: что как называется»; «Приключение слова (о названии музыкального инструмента)»
    • Проектное задание «Место, в котором я живу».
    • Проектное задание: «Сказка в картинках», «Есть ли у деревьев имена?»
  • 4 класс
    • Проектное задание «Ударение в словах, которые пришли в русский язык из французского языка».
    • Проектное задание: составление собственного словарика трудных слов (тех, написание которых не удаётся сразу запомнить, при написании которых регулярно возникают сомнения и т. д.).
    • Проектное задание: создание собственных текстов с максимальным количеством включённых в них словарных слов.
    • Проектное задание: составление собственных текстов диктантов на заданную орфограмму или набор орфограмм.
    • Проектное задание "Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре".
    • Проектное задание «Как слово появилось»: составление словаря в картинках и подготовка сообщений об истории слов школа, гимназия, лицей
    • Проектное задание «Знакомлюсь с фразеологизмом»
    • Проектное задание «Откуда это слово появилось в русском языке?»(Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.)
    • Проектное задание «Русские путешественники», «Русские слова в иностранном языке», "Русские слова в языках других народов".
    • Проектное задание: составление заметки о животных для школьного журнала
    • Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же»
  • 5-9 класс
    • Проекты могут быть представлены по следующим направлениям: языковой анализ, лингвистический эксперимент, исследование.
    • Примерные темы проектных и исследовательских работ:
      • Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
      • Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
      • Из этимологии фразеологизмов.
      • Из истории русских имён.
      • Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
      • О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
      • Словарик пословиц о характере человека, его качествах; словарь одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.
      • Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края/России».
      • Лексическая группа существительных, обозначающих понятие «время» в русском языке.
      • Мы живём в мире знаков.
      • Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
      • Понимаем ли мы язык Пушкина?
      • Этимология обозначений имён числительных в русском языке.
      • Футбольный сленг в русском языке.
      • Компьютерный сленг в русском языке.
      • Названия денежных единиц в русском языке.
      • Интернет-сленг.
      • Этикетные формы обращения.
      • Как быть вежливым?
      • Являются ли жесты универсальным языком человечества?
      • Как назвать новорождённого?
      • Межнациональные различия невербального общения.
        Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
      • Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
      • Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
        Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
      • Сетевой знак @ в разных языках.
      • Слоганы в языке современной рекламы.
      • Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
      • Синонимический ряд: врач — доктор — лекарь — эскулап —целитель — врачеватель. Что общего и в чём различие.
      • Язык и юмор.
      • Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.
      • Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов, сборника стилизаций, разработка личной странички для школьного портала и др.
      • Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре», «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях» и др.
    • Проектные, исследовательские работы по родному русскому языку по темам:
      • Язык как зеркало национальной культуры (5 класс)
      • «Живой как жизнь». Норма и её варианты. (5 класс)
      • Текст и его строение (5 класс)
      • Лексика и фразеология русского языка с точки зрения отражения в ней культуры и истории народа — носителя языка (6 класс)
      • Правила хорошей речи (6 класс)
      • Диалог с текстом (6 класс)
      • Русский язык как развивающееся явление (7 класс)
      • Давайте поговорим о русском речевом этикете! (7 класс)
      • Основные признаки текста (7 класс)
      • Развитие лексического состава русского языка: история и современность (8 класс)
      • «Без грамматической ошибки я русской речи не люблю (А. С. Пушкин). Ошибки в речи современного школьника» (8 класс)
      • Эффективные приёмы работы с текстом (8 класс)
      • Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (9 класс)
      • «Языковой вкус интернет-эпохи в России». Общение в Интернете. (9 класс)
      • Текст и способы его представления. Язык Интернета. (9 класс)
  • 10 -11 класс
    • Исследовательский проект на лингвистическую и другие темы.
    • Проектно-исследовательская деятельность «Ошибка в рекламе? Не может быть!» (исследуем текст рекламы)
    • Результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проект.

Готовые примеры проектов по русскому языку (найдено 154 работ)

Филологические дисциплины

Исследовательская работа «Влияние социальных сетей на речь школьника»

Автор: Екатерина Павловна Переяславцева, Бутовская средняя общеобразовательная школа №1, г. Видное, Московская область, 10 класс

Научный руководитель:Бадареева Надежда Константиновна

Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами: - во-первых, использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на культуру речи подростков; - во-вторых, коммуникация на упрощённом языке может привести к гло...

Гуманитарные дисциплины, Филологические дисциплины

Исследовательская работа «Анализ слов-пустышек или слов-паразитов»

Автор: Башенов Нурбек Кадыргалиевич, МБОУ Школа №69, г. Самара, 9 класс

Научный руководитель:Лепетухина Татьяна Михайловна

Одной из важнейших проблем современного общества, несомненно, является проблема культуры речи. Дело в том, что в речи подростков и взрослых людей проскальзывают лишние слова: слова-пустышки или слова-паразиты. Эти слова изменили речь человека в худшу...

Филологические дисциплины

Научно-исследовательская работа «Языковая игра в англоязычной рекламе»

Автор: Коновалова Татьяна Артемовна, ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье, Самарская область, 11 класс

Научный руководитель:Чеснова Наталья Александровна

Современные СМИ трудно представить без рекламы. Телевидение, периодические издания (газеты, журналы), интернет-сайты характеризуется выделением заметной роли рекламного сообщения. Рекламный дискурс очень быстро развивается, приобретает все новые и но...

Филологические дисциплины

Проект «Сладкие орфограммы»

Автор: Камильянова Диана Ренатовна, МБОУ Лицей №21, г. Уфа, Республика Башкортостан, 1 класс

Научный руководитель:Лиханова Елена Николаевна

Актуальность. Нет, наверное, ни одного человека, который не хотел бы, чтобы его считали грамотным и образованным. Хотя ни для кого не секрет, что в последнее время грамотных людей становится все меньше и меньше. Поэтому проблема грамотного письма в н...

Филологические дисциплины

Презентация к исследовательской работе «Односоставные предложения и их роль в рассказах Б. Акунина «Нефритовые четки» и И. Бунина «Антоновские яблоки»

Автор: Алексеева Нарияна Леонидовна, МБОУ "Кюндяинская СОШ им. Б.Н. Егорова", Республика Саха (Якутия), 10 класс

Научный руководитель:Егорова Ирина Николаевна

Вопрос о природе предложения до сих пор остается одним из самых сложных в синтаксисе. Занимая центральное место в синтаксисе, предложение, тем не менее, не имеет общепринятого определения. Современный русский литературный язык обладает достаточно сло...

Филологические дисциплины

Исследовательская работа «Неологизмы русского языка в период пандемии коронавируса»

Автор: Ильченко Ирина Евгеньевна, Спичак Василиса Кирилловна, МАОУ СОШ №85, г. Кемерово, 7 класс

Научный руководитель:Будницкая Наталья Кузьминична

Язык реагирует на потребность говорящих общаться на самую актуальную тему пандемии, называет новые лексемы, выражает эмоциональное отношение к происходящему и обеспечивает коммуникацию. Изменения в языке в период пандемии коронавируса описывается мно...

Филологические дисциплины

Исследовательская работа по русскому языку «Невербальные средства общения современных школьников»

Автор: Ревковская Софья Андреевна, МАОУ СОШ №212, г. Новосибирск, 9 класс

Научный руководитель:Крапивина Екатерина Васильевна

В наше время большинство людей используют невербальные средства общения. Это различные жесты, мимика, позы, интонации и т.п. Иногда мы неосознанно используем средства невербального общения, например, позы тела (они бывают закрытыми, открытыми, неприн...

Филологические дисциплины

Научно–исследовательская работа «Фразеологические единицы с компонентом-цветообозначением на материале русского, башкирского, английского и немецкого языков»

Автор: Щекатурова Татьяна Максимовна, МОБУ СОШ им. С.С. Ильина с. Жуково, Республика Башкортостан, 9 класс

Научный руководитель:Акьюлова Люция Гафуановна

Изучение фразеологии – увлекательное занятие. Прежде чем перейти непосредственно к исследованиям, в теоретической части работы мы попытались обобщить мнения известных лингвистов о проблемах взаимосвязи языка и культуры. Язык – составная часть культур...

Филологические дисциплины

Исследовательская работа «Теория и практика перевода сонетов на примере творчества Жоашена Дю Белле (1522-1560) — представителя французской Плеяды»

Автор: Коробова Таисия Павловна, МОУ "СОШ №21", г. Копейск, ЧеЕлябинская область, 9 класс

Научный руководитель:Чуракова Ольга Олеговна

Сонет – это мир в миниатюре. Сонеты писали Петрарка и Шекспир, Лопе де Вега и Ронсар, Жуковский и Пушкин и многие другие поэты во всем мире. Изящные и музыкальные, ироничные и печальные, сонеты всегда привлекали мое внимание. Однажды, включив канал «...

Гуманитарные дисциплины

Исследовательская работа «Сравнительная характеристика русских и английских народных сказок»

Автор: Пивоварова Дарья Юрьевна, ГБОУ РО "Таганрогский педагогический лицей-интернат", 11 класс

Научный руководитель:Дьяконова Ирина Николаевна

Народные сказки играют особую роль в воспитании подрастающего поколения. Они приобщают к культуре и традициям народа, расширяют кругозор, воспитывают любовь к Родине, учат щедрости, великодушию, отзывчивости. Знакомство с народными сказками других ст...

Филологические дисциплины

Сочинение «За что я люблю русский язык»

Автор: Саттарова Амира Айсеевна, МБОУ "Алтарская СОШ", Республика Мордовия, 3 класс

Научный руководитель:Нугаева Диана Наильевна, учитель начальных классов

"Русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нём он занимает пятое место после китайского, английского, хинди и испанского. Среди славянских языков русский – самый распространённый. Даже в нашем Ромодановском  районе и в мо...

Филологические дисциплины

Исследовательская работа «Влияние зарубежных мультипликационных фильмов и компьютерных игр на формирование разговорной речи учащихся 2-11 классов»

Автор: Адильбеккызы Арайлым, КГУ "Школа-лицей №14", г. Аральск, Республика Казахстан, 8 класс

Научный руководитель:Елеуова Алия Ануарбековна

Известно, что источником формирования речевой культуры школьника являются семья, школа, книги, общение со сверстниками, СМИ (телевидение, радио, газеты). Причем телевидение является самым массовым и доступным средством информации, активно влияющим на...