Проект по знакам препинания

Проект по русскому языку

Знаки препинания очень интересный предмет для исследования. Приведем интересные факты по знакам препинания, а вы выберите себе проект:

  • «Казнить нельзя помиловать» - самая известная фраза по расставлению запятых в предложении.
  • В 60-е годы прошлого века был популярен знак Интерробанг: «И это, по-вашему, деньги‽».
  • "Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…" (В. Набоков)
  • Самый "дорогой дефис" в истории - в 1962 году первый космический аппарат для изучения Венеры Маринер-1, потерпел крушение, потому что программа содержала одну ошибку — пропущена чёрточка над буквой (стоимость утерянного аппарата 135000000$).
  • Виктор Гюго в 1862 году, находясь в отпуске, захотел узнать о реакции читателей на только что изданный роман «Отверженные» и послал своему издателю телеграмму из одного символа «?». Тот прислал в ответ телеграмму тоже из одного знака — «!».
Книги, в которых нет знаков препинания:
  • «Улисс» - модернистский роман Джеймса Джойса.
  • Тимоти Декстер написал мемуары с большим количеством ошибок и отсутствием всякой пунктуации.
  • С. Соколов «Школа для дураков»
  • У. Фолкнер «Шум и ярость»
  • Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Проекты по знакам препинания могут быть довольно интересными за счет богатой истории знаков препинания и особенностей их применения в литературе.

Приведен пример проекта по знакам препинания, в котором мы проанализируем литературу и особенности изложения текста автором:

  1. Поставьте цели, задачи, определите методы исследования. В нашем случае мы будем рассматривать отсутствие знаков препинания в литературе как семантический ход автора.
  2. Изучим теоретические особенности проставления знаков пунктуации, важность их при донесении мысли читателю, необходимость применения. При данном исследовании необходимо изучить работы других авторов.
  3. Рассмотрим литературные произведения, в которых знаки препинания автор намеренно упускает, изучим отрывки и особенности изложения текста. В данном разделе мы возьмем для изучения несколько литературных произведений «Улисс» Д. Джойса, «Шум и ярость»  У. Фолкнер, «Цветы для Элджернона» Д. Киз. В книгах данных авторов намеренно были пропущены знаки препинания, сделаны ошибки в словах. Текст довольно трудно читать, поскольку на десятках страниц можно не встретить ни одной точки и запятой. В основном, так авторы пытались обозначить внутренний диалог героев. Интерпретация текста читателем изменяется кардинально.
  4. Выясним причины отсутствия знаков препинания у автора. Сделаем выводы о целесообразности применения данного подхода и возможности его применения. 
  5. Результаты исследования оформим в отчет/проект.
  6. Подготовим интересную презентацию для проекта по знакам препинания в литературе.

Примерные тематики для проекта по знакам препинания

Готовые примеры проектов по знакам препинания (найдено 12 работ)

Филологические дисциплины

Урок «Однородные члены и знаки препинания при них»

Автор: Шамсутдинова Гульнара Рифовна, МОУ СОШ №4, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, учитель русского языка и литературы

Урок был проведен в 5 классе в рамках технологии "День единого текста". Цель: закрепить умение находить в предложении однородные члены и ставить знаки препинания при них.

Филологические дисциплины

Урок «Тире между подлежащим и сказуемым»

Автор: Черноок Людмила Леонидовна, ГУО "Средняя школа №15 г. Мозыря имени генерала Бородунова Е.С.", Республика Беларусь, учитель русского языка и литературы

Класс: 8 Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель - предполагается, что к окончанию урока учащиеся: будут знать: условия постановки и отсутствия тире между подлежащим и сказуемым; будут уметь: применять полученные знания на практике. Задачи:...

Гуманитарные дисциплины

Научно-исследовательская работа «Грамотным человек не рождается, грамотным человек становится»

Автор: Ткачева Анна Ричардовна, МОУ "Лицей №13", г. Петрозаводск, Республика Карелия, 9 класс

Научный руководитель:Корнеенко Анастасия Сергеевна

«Грамотный человек — умеющий читать и писать, а также пишущий грамматически правильно» . Я считаю, что грамотность — сродни культуре, одно из её проявлений. Культурный человек приложит все усилия, чтобы донести свою мысль до общества понятным, литера...

Филологические дисциплины

Исследовательская работа «Односоставные предложения: излишний или необходимый компонент художественного текста (по сборнику рассказов «Тёмные аллеи И.А. Бунина)»

Автор: Жуковская Ксения Юрьевна, Борисевич Илья Игоревич, ГУО "Средняя школа №1 г.Воложина", Республика Беларусь, 10 класс

Научный руководитель:Косик Ольга Юрьевна

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный русский литературный язык обладает достаточно сложной системой односоставных предложений, которые в различных вариациях широко используются в художественной и научной литературе, в перио...

Филологические дисциплины

Конспект учебного занятия по русскому языку в 9 классе «Тире в бессоюзном сложном предложении»

Автор: Вальковская Наталья Александровна, ГУО "Средняя школа № 23 г. Минска", Республика Беларусь, учитель русского языка и литературы

Цель: ознакомить учащихся с основными правилами постановки тире в бессоюзных предложениях. Задачи: образовательные: формировать умение определять смысловые отношения между частями сложного предложения и на этой основе правильно выбирать знак препинан...

Предметное образование

Исследовательская работа «Выражение эмоций в интернет-общении»

Автор: Алтыбаев Рустем, МОУ "Башкирская СОШ", Курганская область, 9 класс

Научный руководитель:Завьялова Наталья Федоровна

Глобальные сети стали частью жизни миллионов людей, получивших свободный доступ к океану знаний, накопленных во всём мире, получивших возможность общаться с людьми, живущими в разных странах.  Из диковинки, которой  был интернет еще в конце XX века,...

Педагогика среднего (общего) образования, Филологические дисциплины

Обобщающий урок в 7 классе «Причастие. Употребление причастий в речи»

Автор: Волкова Ольга Викторовна, МОУ Гимназия №41 г. Люберцы, Московская область, учитель

Цели: обобщить изученный материал по причастию; закрепить знания теоретического материала; повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с причастием; развивать орфографическую зоркость. развивать умение правильно употреблять причастия в ре...

Гуманитарные дисциплины

Исследовательская работа «Лексические, синтаксические и семантические особенности листовок XIX-XXI веков»

Автор: Кутулуцкая Софья Андреевна, МБОУ "Лицей №130 "РАЭПШ", г.Барнаул, 11 класс

Научный руководитель:Плотникова Анна Владимировна

Темой данного исследования является сопоставительный анализ текста рекламы конца XIX-XXI вв. с точки зрения лексики и синтаксиса. Как известно, от 60 до 70% информации человек воспринимает посредством зрения, а самым информативным способом передать к...

Педагогика среднего (общего) образования

Урок-семинар «Развлечения в нашей жизни. Знаки препинания при обособленных определениях»

Автор: Маер Ольга Николаевна, Затобольская средняя школа № 2 Костанайской области Республики Казахстан, учитель русского языка и литературы

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 8.2.1.1 понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов (в том числе особенности письменной формы речи), извлекая открытую и скрытую (подтекст) информацию; 8....

Филологические дисциплины

Исследовательская работа «Как интернет влияет на речь»

Автор: Сырымова Аяжан Бауыржановна, Жангалинская школа-гимназия Западно-Казахстанской области Республики Казахстан, 10 класс

Научный руководитель:Аманова Сауле Утегеновна

Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, нельзя не заметить, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют без соблюдения норм орфографии. В чатах, на форумах тексты пишутся без знаков препинания, часто без пропи...

Филологические дисциплины

Проект «Орфографическая зоркость. Не потеряться в океане правил»

Автор: Романчак Игорь Михайлович, МАОУ "УТЛ им.Г.В.Рассохина", 8 а класс

Научный руководитель:Шаламова Наталья Геннадьевна

Проект создан для работы с учащимися начальной школы, а также для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Проект апробирован. В целом, начиная работу над темой, я преследовал цель разобраться в причинах допускаемых мною ошибок и разработать комплекс упражнений и зад...

Естественно-научные дисциплины

Исследовательская работа на тему «Пить нельзя вылить (Вам решать, где ставить запятую)»

Автор: Бигашева Рина Рафитовна, МБОУ "Пушкинский пролицей №78", 3 класс

Научный руководитель:Забирова Альбина Ивановна

Вода – это тот элемент, без которого невозможно было бы появление жизни на Земле. Поэтому оценка качества питьевой воды является важной задачей любого думающего о своем здоровье и долголетии человека. Цель работы: доказать необходимость выбора качест...