Год педагога и наставника

Года педагога и наставника 2023. Изменения в 2023 году в образовании. Новые школы и ФГОСы. Программа воспитания. Новая аттестация учителей.

2023 — Год педагога и наставника

Указ Президента страны

Указом Президента страны 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. В целях развития научного наставничества для молодых ученых запускается специальная программа.

Среди задач научного наставничества:

  • адаптация начинающих исследователей в научной среде;
  •  оказание консультационной, экспертной и других видов поддержки студенческим научным объединениям со стороны советов молодых ученых;
  •  создание условий для полноценной работы молодого ученого.

Методические материалы по проведению Года педагога и наставника

Стенд по наставничеству в школе

stend po nastavnichestvu

Наставнические пары или группы

Характеристика наставника Характеристика наставляемого Форма взаимодействия Цель наставничества
Ученик – ученик
Активный ученик, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления.

Ученик, демонстрирующий высокие образовательные результаты.

Победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований.

Лидер класса или параллели, принимающий активное участие в жизни школы.

Возможный участник всероссийских детско-юношеских организаций и объединений

Социально или ценностно дезориентированный ученик более низкого по отношению к наставнику уровня образования, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива.

Ученик с особыми образовательными потребностями.

Ученик, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов

Успевающий – неуспевающий Достижение лучших образовательных результатов
Лидер – пассивный Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или с развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков
Равный – равному Обмен навыками для достижения целей
Адаптированный – неадаптированный Адаптация к новым условиям обучения
Учитель – учитель
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров).

Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ.

Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией

Молодой специалист с опытом работы от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с учениками, другими педагогами, родителями.

Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.

Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости

Опытный педагог – молодой специалист Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте работы
Опытный классный руководитель – молодой специалист Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков в работе с классным коллективом и закрепления на месте работы
Лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы Реализация психоэмоциональной поддержки, сочетаемой с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив
Педагог-новатор – консервативный педагог Помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками, ИКТ-компетенциями
Опытный предметник – неопытный предметник Методическая поддержка по конкретному предмету
Студент – ученик
Ответственный, социально активный студент с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды.

Участник образовательных, спортивных, творческих проектов.

Увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы другим.

Образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности

Низко мотивированный, дезориентированный ученик старших классов, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, плохо информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри школы и ее сообщества.

Мотивированный к получению большего объема информации о карьерных и образовательных возможностях ученик, желающий развить собственные навыки и приобрести метакомпетенции, но не обладающий ресурсом для их получения

Успевающий – неуспевающий Улучшение образовательных результатов и приобретение навыков самоорганизации и самодисциплины
Лидер – равнодушный Психоэмоциональная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, мотивация на саморазвитие, образование и осознанный выбор траектории, включение в школьное сообщество
Равный – равному Обмен навыками, взаимная поддержка, активная внеурочная деятельность
Куратор – автор проекта Совместная работа над проектом (творческим, образовательным, предпринимательским), при которой наставник выполняет роль куратора и тьютора, а наставляемый на конкретном примере учится реализовывать свой потенциал, улучшая и совершенствуя навыки

Изменения в 2023 году в образовании

Новые школы ФГОСы

Федеральная программа по возведению новых школ рассчитана до конца 2024 года, и за этот период планируют ввести в эксплуатацию не менее 1300 школ, на что из государственного бюджета было выделено 312,8 млрд. рублей.

Federal'naya programma po vozvedeniyu novykh shkol

Новые ФГОС

Государственный образовательный стандарт начнут обновлять уже в 2022-2023 учебном году. Первыми на новые ФГОС 3-го поколения перейдут ученики, которые в сентябре 2022 года пойдут в 1 и 5 класс.

Ключевые отличия ФГОС III – это:

  • четкая конкретизация каждого требования;
  • вариативность;
  • акцент на патриотическое воспитание;
  • введение понятия «функциональная грамотность»;
  • единство обучения и воспитания;
  • изучение второго иностранного языка и шахмат по желанию;
  • фокусировка на приобретение практических навыков;
  • введение уроков финансовой грамотности.

Программа воспитания. Новая аттестация учителей

В 2023 году новый федеральный стандарт предполагает усиление воспитательной роли школы. Система взаимодействия «ребенок – педагог – родители» будет дополнена целым рядом воспитательных мероприятий, организацией которых займутся заместители директора по воспитательной работе.

В частности планируется:

  • создание школьных традиций, первой из которых должно стать еженедельное поднятие флага лучшими учениками школы;
  • киноуроки;
  • классные часы «Разговор о важном»;
  • введение коллективного творческого дела.

Пятидневка

Все больше российских школ переходят на пятидневку. В некоторых регионах 2 выходных дня уже введены как обязательный регламент работы учебных заведений, и ожидается, что в 2023 году их количество будет только увеличиваться. Тем не менее, решение об отмене шестидневки на федеральном уровне принимать не планируют, так как есть ряд учебных заведений (лицеи и гимназии), в которых высокий темп и результативность реализуется через углубленное изучение ряда предметов, что не позволяет вместить количество учебных часов в 5-дневную неделю.

Продленка

В 2023 году каждая школа будет устанавливать график работы групп продленного дня, учитывая потребности родителей, а региональные бюджеты получат право финансирования продленки, что должно ощутимо снизить финансовую нагрузку на работающих родителей.

Кроме этого, существенно расширяется сфера обязанностей учителя, работающего в группы продленного дня.

Помимо присмотра за детьми, он должен будет организовать:

  • выполнение детьми домашнего задания;
  • воспитательную работу;
  • культурные и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Новая аттестация учителей

Коснутся нововведения и педагогов. В 2023 году каждый учитель будет проходить аттестацию по новым правилам. Обязательной она будет для тех, кому подойдет 5-летний термин, а для остальных останется добровольной. Это значит, что педагог, имеющий выдающиеся заслуги, сможет сам инициировать аттестацию для перехода в более высокую категорию. Таким образом, продвижение по карьерной лестнице больше не будет зависеть от стажа, а будет основано исключительно на качестве работы учителя и его заслугах.

Attestatsiya uchiteley v 2023 godu

Естественно, что педагогический работник должен не только досконально знать свой предмет, а и обладать определенным багажом методических знаний, соответствовать высокому званию по своим психолого-педагогическим качествам.

Идеи образования, Конкурс педагогического мастерства

Принять участие в Идеи образования, Конкурс педагогического мастерства

Идеи образования, Конкурс педагогического мастерства: итоги

Конкурсные работы: Педагогический проект