Сочинение по истории

Рассказываем, что такое сочинение по истории. Как написать сочинение по истории? Предлагаем алгоритм написания сочинения по истории.

Суть сочинения по истории

Сочинение по истории входит в состав ЕГЭ.

Как написать сочинение по истории?

1. Выбираем тему сочинения

  • Первый шаг, выбрать один из трёх периодов истории.
  • На что следует ориентироваться при выборе периода, который и будет для вас своеобразной темой сочинения?
  • Выбор исторического периода — это выбор хронологических рамок.
    • Они обозначают нижнюю границу, то есть начало какого-либо процесса или события, и верхнюю границу, то есть окончание процесса/события.
    • Необходимо определить: почему хронологические рамки установлены именно таким образом, что придаёт целостность и относительную завершённость этому периоду (важный исторический процесс, период правления одного лица и т.п.).
    • Выбирая один из трёх предлагаемых на экзамене периодов, важно ответить себе на вопрос: «Помню ли я, какой процесс, событие или историческое явление обозначают хронологические рамки этого периода?»

2. Формулируем проблему, обозначаем идею

  • После того как вы определились с выбором темы, а точнее — с выбором периода из истории России, о котором собираетесь написать сочинение, необходимо сделать второй шаг. Он состоит в том, чтобы правильно сформулировать тезис, который будет началом и основой сочинения.
  • Чтобы правильно сформулировать тезис, важно, как и при выборе темы, знать и понимать содержание и специфику явления или процесса, о которых вы предполагаете писать.
    • Например, вы выбрали период «март 1801 г. — май 1812 г.
      • Чтобы правильно сформулировать тезис, лучше не ограничиваться указанием на то, что это «первый», или «начальный» , этап правления императора Александра I, а отметить, чем был характерен этот период в истории России.
      • Важно понимать, что внутри периода, ограниченного определёнными хронологическими рамками, историческая реальность многообразна! Жизнь проявляет себя в сфере политики (внутренней и внешней), в различных отраслях экономики (сельское хозяйство, промышленность, торговля и др.), в сфере социальных отношений, в культурной сфере, включающей образование, искусство, науку и др.
      • А это значит, что в рамках одного периода в каждой сфере может, проявиться своя особенность!

3. Раскрываем тему, аргументируем собственную позицию

  • Сформулировав тезис и определив основное направление будущего повествования, вы должны сделать третий шаг в работе над историческим сочинением, пожалуй, самый трудоёмкий и ответственный: выполнить большинство требований к сочинению ЕГЭ по истории, а именно:
    • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
    • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами);
    • используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
    • указать не менее двух причинно-следетвенных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
    • используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

Для правильной — чёткой и полной — формулировки тезиса вам необходимо знать и различать некоторые научные понятия, в частности:

  • события — это значительные единичные факты, строго локализованные в пространстве и времени, в них принимает участие определённый круг лиц (битва на Калке, Соляной бунт и др.);
  • явления — это общие понятия и фрагменты реальности безотносительно к конкретным фактам (революция — качественные изменения в развитии общества);
  • процесс — это последовательная смена состояний в развитии, цепи взаимосвязанных во времени фактов, связующее звено в них — причины и следствия (промышленный переворот — это процесс, характеризующийся переходом от мануфактуры к машинному производству).

Чтобы правильно выполнить стоящие перед вами задачи, необходимо знать и понимать некоторые научные понятия, в частности:

  • Факт [в истории] — имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации; факты разделяют на более и менее сложные — первого и второго порядка (факт первого порядка — Великая Отечественная война, факт второго порядка — Курская битва); значительные единичные факты — это события;
  • Личность [в истории] — человек, деятельность которого влияет на ход (развитие) и исход (итог) событий различного масштаба;
  • Деятельность [в истории] — конкретные действия личности, в значительной степени повлиявшие на ход и/или результат событий (процессов, явлений);
  • Оценка (оценочное суждение) — аналитическое высказывание, устанавливающее ценность чего-либо;
  • Вывод — умозаключение, в ходе которого из исходных суждений (предпосылок) получается логически вытекающее суждение (следствие).

Алгоритм написания сочинения по истории

Алгоритм написания сочинения по истории может быть таким:

  1. Выбираем период по трём основаниям:
  • знаем, что обозначают хронологические границы периода;
  • хронология событий/явлений/ процессов, о которых будем писать, точно вписывается в хронологические границы периода;
  • понимаем особенность периода.
  1. В первом абзаце формулируем тезис, который собираемся раскрывать в сочинении, в тезисе: как минимум — указываем существенные признаки периода (период правления исторической личности, этап развития государства, период военного противостояния и т.п.), как максимум — даём краткую характеристику, отмечаем особенность периода (эра либеральных реформ, эпоха просвещённого абсолютизма, этап усиления/оформления/ослабления абсолютизма ит.п.).
  2. Пишем основную часть сочинения, в которой при помощи приводимых аргументов и фактов: как минимум — выполняем все требования к сочинению ЕГЭ по истории (не менее двух значимых событий, двух личностей, двух причинно-следственных связей, деятельность исторических личностей), как максимум — пытаемся выстроить логику изложения для раскрытия особенности периода и/или «содержательной линии», указанной в тезисе первого абзаца (подбираем и описываем только те события, личности и их действия, которые конкретизируют специфику периода и/или избранного тезиса, работают на общую идею и итоговый вывод).
  3. В заключение — в последнем абзаце формулируем финальные тезисы, которые: как минимум — содержат оценку исторической значимости выбранного периода для последующей истории России (обязательно — с опорой на факты, Необязательно — на мнения историков), как максимум — включают вывод о том, как реализовалась выбранная вами особенность и/или «содержательная линия» (каковы результаты либеральных реформ, этапа централизации и т.п., как они повлияли на дальнейшее развитие государства, экономики и др.).

Конкурс сочинений

Принять участие в Конкурс сочинений

Конкурс сочинений: итоги

Конкурсные работы: Сочинение Эссе