Сочинение

Рассказываем, что такое сочинение и как писать сочинение. Знакомимся с жанрами (по типу речи), стилям сочинений и критериями оценки.

Что такое сочинение?

Жанры сочинений (по типу речи)

Сочинение — вид письменной школьной работы, представляющий изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.

Жанр сочинения по типу речи определяет его структуру и особенности.  План сочинения составляется также исходя из особенностей жанра сочинения.

Различают несколько жанров сочинений (по типу речи):

    • Повествованиерассказ о событии, развёртывающемся во времени.
      • При этом важны начало события (завязка), наибольшее напряжение в его развитии (кульминация – та часть события, которая требует после себя возникновения новых отношений между участниками события) и результат, финал события (развязка).
    • Описание (характеристика). Передача общего впечатления, а затем раскрытие существенных признаков того или иного предмета или явления.
      • Последовательность выделения этих признаков достаточно свободна и определяется отношением ученика к факту, материалу, литературному явлению, событию. Ключевое значение имеет в сочинении описании правильный выбор изобразительно выразительных средств.
    • Рассуждение. Основано на аргументации какого то тезиса. Цель сочинения рассуждения – доказать правильность главной мысли.
      • В первой части высказывается общее положение – тезис. Во второй – приводятся доказательства, подтверждающие основную мысль. В третьей, заключительной части, формулируются выводы.

Стили сочинений

Стиль – это система языковых средств и способов их организации (КАК РАССКАЗЫВАЕМ и КАКИЕ СЛОВА ИСПОЛЬЗУЕМ), которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально‑деловых отношений, агитационно‑массовой деятельности, словесно‑художественного творчества, сфере бытового общения.

Стиль сочинения зависит от стиля речи.

Стили речи делятся на:

– Разговорный (бытовая, неофициальная обстановка)

Пример: Я вчера себе купил новую мышь, новую «клаву», а «вебки» в торговом центре мне не понравились. Что‑то непонятное там … Посмотрю на неделе в другом магазине. А пока «перебьюсь» без камеры.

– Научный (сообщает скупо о научном факте, без отступлений)

Пример: Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В.

– Официально‑деловой (официально принятый в чиновничьей среде)

Пример: Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

– Публицистический (газетный)

Пример: Ученым лаборатории ХХХ удалось совершить нечто! После долгих стараний они все‑таки вывели животное, которое сочетает в себе черты внешности и характера как кошки, так и собаки. Этот зверь одновременно верный и своенравный. С полной уверенностью можно сказать, что такие животные станут самыми лучшими друзьями в каждой семье.

– Художественный (рисуется картина, а не просто сообщается о факте)

Пример: Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.

Как писать сочинение?

Структура сочинения

Подробнее о том, как написать сочинение можно почитать в соответствующих статьях:

Любое сочинение состоит из вступительной, основной и заключительной части. Рассмотрим каждую из них более подробно.

В этом разделе следует обозначить и конкретизировать тему сочинения, раскрыть ключевые аспекты, представить основную мысль и задать тон всей работе. Введения различных видов сочинений имеют свои особенности.

  • Рассуждение. Приводятся размышления относительно главного посыла произведения, раскрываются факты из жизни автора, имеющие отношение к теме, упоминаются высказывания писателя, относящиеся к поднимающейся в книге проблеме.
  • Повествование. Подразумевается краткое описание времени и места действия, а также предоставляются сведения о действующих лицах.
  • Описание. В вводной части перечисляются данные автора, название и жанр исследуемой книги, а также год ее написания. Также здесь обозначается объект описания: кто или что это, почему об этом пойдет речь.

Это главная часть сочинения. Здесь в полном объеме раскрывается идея творческой работы и связанные с ней вопросы, также приводятся доказательства (аргументы и контраргументы) выдвинутых положений. Данный раздел занимает 75% сочинения.

  • Рассуждение. Отправной точкой для размышлений в этой части станет выдвигаемый тезис и аргументация в его поддержку. В качестве аргументов могут выступать: исторические факты, пословицы, поговорки, мнения авторитетных людей, статистические данные, сюжетные линии или эпизоды литературных произведений, которые подтверждают доказываемый тезис.
  • Повествование. Описывается завязка, развитие, кульминация и развязка сюжета. Допускается уместное применение диалогов или отдельных реплик, элементов описания или рассуждения, чтобы детально передать читателю ход событий и характеры персонажей.
  • Описание. Перечисляются существенные признаки и характеристики объекта произведения, а также приводятся подробности, которые дополняют образ и делают его максимально узнаваемым.

В заключительной части сочинения, как и в любой другой письменной работе, подводятся итоги, содержащие конечные выводы и оценки. Они должны быть убедительными и четко сформулированными, поскольку являются следствием собственных умозаключений и доводов автора.

  • Рассуждение. Вывод практически дублирует тезис, при этом выводит его на новый, более глубокий уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов.
  • Повествование. Приводится личное отношение автора произведения к событиям и участникам сюжета.
  • Описание. Описываются собственные впечатления, полученные после прочтения книги.

Лексические и грамматические связи слов в предложении

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Именно связность – обязательный признак текста. Это характерная черта и одно из условий для правильного понимания (анализа) текста.

Продумываем логику перехода от одного предложения (абзаца) к другому.

  • Лексический повтор – повторение одного и того же слова.
    • Пример: Мы с друзьями построили скворечник и повесили на дерево. Утром скворечник рухнул на землю.
  • Однокоренные слова (форма слова):
    • Пример: Мы с друзьями построили скворечник и повесили на дерево. Утром в скворечнике поселилась семейство скворцов.
  • Синонимы:
    • Пример: В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
  • Антонимы.
    • Пример: У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
  • Описательные обороты:
    • Пример: Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

Используем для связи предложений грамматические средства связи:

  • Личные местоимения
    • Пример: А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.
  • Указательные местоимения (такой, тот, этот, таков)
    • Пример: Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью.

Существуют готовые образцы словосочетаний и выражений, которые будут уместны при написании сочинения. Предлагаем перечень самых популярных и востребованных из них.

Вступительная часть

    • Мне кажется, эта тема интересует многих…
    • Данная тема актуальна для большинства…
    • Я думаю (полагаю, считаю), что …
    • К теме обращались такие писатели как …
    • Перед нами картина замечательного художника …
    • Много произведений посвящено теме …, потому что …
    • Картина написана в жанре …

Основная часть

    • На … плане мы видим …
    • Художник изобразил ….
    • Интересен сюжет картины …
    • На картине преобладают … цвета.
    • Используя … цвета и оттенки, художник добивается … настроения.
    • В романе автор размышляет о …
    • Эту мысль можно подтвердить цитатой из текста: …
    • Я согласен/не согласен с высказыванием автора, потому что …
    • В качестве примера можно привести высказывание …
    • Писатель заставляет нас задуматься о …
    • Идею о … подтверждает …

Заключительная часть

    • От картины веет …
    • Когда я смотрю на картину, то ощущаю …
    • В заключение я хочу сказать, что…
    • Можно сделать вывод о том, что…
    • Таким образом, можно говорить о том, что …
    • Высказывание автора стало убедительным доказательством того, что …

Клише не применяются при создании сочинения-повествования.

Критерии оценки сочинения

Критерии оценки содержания сочинения

При оценке содержания используются следующие обобщенные критерии:

  • Соответствие теме (если не соответствует теме, то сочинение не оценивается) ;
  • Достоверность и точность излагаемого, соответствие его жизненной правде (при нарушении считается фактической ошибкой) ;
  • Последовательность высказывания (при нарушении считается логической ошибкой) ;
  • Речевое оформление, стилевое единство и выразительность речи (использование средств художественной выразительности).

Критерии оценки грамотности сочинения

При оценке грамотности используются следующие обобщенные критерии:

  • Орфографические и пунктуационные ошибки;
  • Грамматическая правильность речи;
  • Соблюдение норм словообразования;
  • Соблюдение норм словоизменения;
  • Соблюдение норм согласования, управления;
  • Соблюдение норм построения предложений той или иной структуры.

Конкурс сочинений

Принять участие в Конкурс сочинений

Конкурс сочинений: итоги

Конкурсные работы: Сочинение Эссе