Проект по окружающему миру

Рассказываем, как сделать проект по окружающему миру в 1, 2, 3, 4 классах школы. Знакомим со структурой и этапами выполнения проекта.

Что такое проект по окружающему миру?

Проект по окружающему миру предусматривает раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание».

Проект по окружающему миру выполняется в 1, 2, 3, 4 классах в соответствие с содержанием и планируемыми результатами обучения по ФГОС.

Структура и этапы работы над проектом по окружающему миру

Этапы работы над проектом по окружающему миру

Структура проекта по окружающему миру тесна связана с этапами работы над проектом.

К основным этапам работы над проектом относят:

  1. Выбор темы проекта.
  2. Обоснование актуальности выбранной темы проекта.
  3. Формулировка цели и задач проекта.
  4. Разработка гипотезы (для исследовательских работ) или описание предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ) проекта.
  5. Решение поставленных задач проекта.
  6. Формулирование выводов о полученных результатах проекта.
  7. Итоговое оформление текста с описанием проведенного исследования или реализованного проекта.
  8. Защита проекта.

Подготовка в выполнении проекта по окружающему миру

Выполнение проекта по окружающему миру начинаем с выбора темы проекта, определения цели, задач проекта, выдвижения гипотезы по проекту, определения источников информации, необходимых для выполнения проекта.

Тема — предмет рассмотрения; это то главное, о чем сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.

Пусть тема нашего проекта будет, например, такая: «Любимый портфель». Пример: Допустим, вы хотите, чтобы ваши родители купили вам новый портфель. Рассмотрим, как вы будете действовать. У вас есть цель — получить новый портфель.

Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача.

Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.

Задача — это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

Пример: Ставим задачу: выбрать лучшую модель.

Гипотеза — это предположение для объяснения какого-то явления; требует подтверждения, проверки опытным путем.

Пример: У нас могут появиться разные вопросы, среди них такой: для чего школьникам нужен портфель? Что вы скажете? (Портфель красив и удобен для ношения школьных принадлежностей). Если человек не пользовался портфелем, но говорит, что он удобен, это будет лишь его предположение. Или гипотеза.

Информация — это сведения об окружающем мире, сообщения о чем-либо. К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения — фотографии, картинки, графики. Это визуальная информация.

Пример: Трудно решить задачу, если о современном портфеле толком ничего не знаешь. Нужно собрать информацию. Может быть устная информация. Например, вам кто-то, о чем-то рассказал, сообщил. Но может быть и письменная информация, или текстовая информация.

  1. Сбор информации (сведений, материала) по мини-проекту по окружающему миру
  • Кому необходимы портфели? (Школьникам, студентам, начальникам, дипломатам.)
  • Отчего зависит выбор модели? (От возраста, рода занятий, вкуса.)
  • Родители сами выбрали портфель или узнали ваше мнение? (Да, спросили меня.)
  • Какие модели портфелей бывают? (Рюкзак, ранец, сумка, дипломат, кейс и т. д.)
  • Итак, вы постараетесь узнать как можно больше о предмете, о желанной вещи: какие портфели сейчас в моде (фасон, цвет, модели для мальчиков и отдельно для девочек, а также многое другое), где можно купить лучшие образцы.
  • Кого вы об этом спросите? (Родителей, одноклассников, учителя, соседа, продавца в магазине.)
  • Из каких источников вы сможете еще больше узнать о портфелях? (Газеты, журналы, книги, интернет.)
  1. Исследование по мини-проекту по окружающему миру

Изучение источника, опрос, интервью — это разные методы исследования.

  • Что важно для вас и для ваших родителей при выборе портфеля? (Красивого цвета, интересный по форме; удобный, легкий, ортопедическая спинка.)
  • Что такое ортопедическая спинка? (Жесткая, твердая стенка в портфеле.)
  • Зачем эта деталь нужна? (Для здоровья ученика: чтобы сохранить правильную осанку. Ортопедическую спинку придумали ученые тогда, когда портфели стали слишком тяжелыми от книг).
  • А вы когда-нибудь взвешивали свои портфели?

Проведем эксперимент по мини-проекту по окружающему миру

Эксперимент — это опыт, который ставится для изучения, исследования чего-либо.

  • А какие еще наблюдения, какие опыты можно провести, чтобы определить, насколько надежен и удобен портфель? (Промокает ли он; протирается ли материал, из которого он изготовлен; сохраняется ли цвет; проверить прочность застежек, лямок, карманов.)
  1. Результаты исследования по мини-проекту по окружающему миру. Итоги
  • Смогли бы вы придумать и нарисовать свою модель портфеля?
  • Тогда вы изготовили бы макет-продукт своего мини-проекта «Любимый портфель».

Продукт — это все, что придумано и сделано, создано, изготовлено.

Выводы по мини-проекту по окружающему миру

Вывод — это логический итог рассуждений, умозаключение.

  • К каким выводам вы пришли? Какая модель портфеля для вас самая лучшая и почему? (Ответы детей.)

Презентация и защита проекта по мини-проекту по окружающему миру

Нам теперь многое в связи с портфелем понятно. Но мы не хотим, чтобы наши труды пропали. Пусть все, что мы узнали и сделали, послужит другим. Мы разработали проект «Любимый портфель». Теперь оформим его и представим публично, то есть покажем другим, ознакомим с ним других. Иначе говоря, устроим презентацию.

Презентация — это публичное представление чего-либо нового, вновь созданного; это способ представления новой информации.

Но мы ведь не только продемонстрируем, покажем, представим собравшимся нашу работу. Мы будем так рассказывать, чтобы всех убедить: наши исследования верные, наши выводы правильные. Мы будем защищать то, что сделали. Следовательно, на презентации произойдет защита проекта.

Результаты выполнения проекта по окружающему миру в 1, 2, 3, 4 классах

Результатами выполнения проекта по окружающему миру в 1, 2, 3, 4 классах должно стать овладение универсальными учебными действиями.

1) Базовые логические действия

  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
  • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

2) Базовые исследовательские действия

  • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
  • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
  • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
  • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина  — следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3) Работа с информацией

  • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
  • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
  • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
  • анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
  • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
  • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
  • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.

1) Самоорганизация

  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2) Самоконтроль

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
  • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

3) Самооценка

  • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

  • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
  • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
  • ответственно выполнять свою часть работы.

Research start

Принять участие в Research start

Research start: итоги

Конкурсные работы: Проект по окружающему миру