Сочинение рассуждение на ЕГЭ
Рассказываем, как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ. Раскрываем этапы работы над сочинением-рассуждением и критерии оценки.
Сочинение -рассуждение на ЕГЭ и его структура
Суть сочинения -рассуждение на ЕГЭ
Сочинение-рассуждение – это словесное изложение, разъяснение какой-либо мысли с целью выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть чью-то мысль.
Сочинение-рассуждение на ЕГЭ пишется на морально-этическую тему с опорой на предложенный текст, причём сочинение-рассуждение может основываться как на общей идее текста, так и на размышлениях о каком-либо понятии, о каких-либо человеческих ценностях, свойствах или качествах.
Структура сочинения-рассуждения на ЕГЭ
Сочинение-рассуждение состоит из следующих частей:
- Вступление — это выдвигаемый вами тезис.
- Основная часть — это ваши рассуждения и доказательства (аргументы), иллюстративные примеры и факты, подтверждающие выдвинутое вами положение. Основная часть также может представлять собой несколько абзацев:
- ваши рассуждения;
- 1-й аргумент с примером;
- 2-й аргумент с примером.
- Заключение — это подведение итогов или вывод.
Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ?
Этапы написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ
Написание вступления сочинения-рассуждения
- Вступления-тезис — та мысли, которую вам предстоит доказать. Именно в тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного слова, словосочетания или фрагмента.
- Может содержать вопросы, которые стоит затронуть перед раскрытием темы в основной части. В ней следует чётко обозначить и прочертить границы темы, ограничить круг понятий, заключённых в основном тезисе и требующих дополнительных разъяснений.
- Сформулируйте проблемы и вопросы, на которые можно ответить в рамках темы, выберите при этом те, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте этот выбор. Используйте вопросительные предложения, которые кроме того, что служат собственно вопросом, являются своего рода размышлением, могут подчёркивать нужную мысль, выражать предположение, являются эмоциональным откликом на ситуацию.
- Если нужно, дайте необходимые определения, это будет говорить о том, что вы понимаете то, о чём пишете.
- Во вступлении можно обозначить своё собственное мнение по данной проблеме, выдвинуть тезис, завязать полемику с оппонентом, которого вы мысленно представляете перед собой, привести необходимые доводы.
- В этой части можно рассказать о причинах обращения именно к этой проблеме, сформулировать цель своего сочинения-рассуждения, показать значение рассматриваемой темы, определить ведущие направления предстоящего анализа, задать необходимую тональность и стиль повествования. В дальнейшем это поможет вам логично и последовательно перейти к характеристике самой темы.
- Вступление может состоять из 1–2-х предложений. Однако вполне допустимо и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае следует учитывать, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
- Употребление вводных слов подчеркнёт вашу индивидуальность и личное отношение к тезису: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т. д.
Написание основной части сочинения-рассуждения
- Основная часть сочинения-рассуждения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
- В основной части нет необходимости пересказывать текст. Не стоит излагать сведения, которые не имеют непосредственного отношения к рассматриваемой проблеме. Имейте в виду, что вам необходимо продемонстрировать умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли по данной теме.
- Но главное — в основной части необходимо доказать справедливость вашего тезиса.
- Этапы работы над основной частью сочинения-рассуждения:
- Внимательно перечитайте текст и найдите в нём те слова или выражения, которые характеризуют поставленную в нём проблему, по которой следует писать сочинение-рассуждение.
- Выясните, о чём текст, то есть своими словами сформулируйте его тему, идею (она, как правило, заключается именно в предложенном тексте). Подумайте, чем с вами хочет поделиться автор. Затем запишите свои мысли в черновик.
- Укажите фрагменты текста, подтверждающие, по вашему мнению, эту идею. Основную мысль этих эпизодов переформулируйте по-своему, своими словами и запишите в черновик. Имейте в виду, что это должен быть не пересказ, а ваше собственное рассуждение, сделанное на основе анализа предложенного текста. Следует переформулировать проблему иными словами, изложить её не так, как это сделано в тексте в первом абзаце.
Написание заключения сочинения-рассуждения
- Заключение, как и вступление, по объёму не может превышать основной части сочинения-рассуждения. Заключение — это подведение итогов, обобщение всего, о чём было сказано ранее. Это завершение работы или вывод, который сам по себе должен быть коротким, но ёмким с содержательной точки зрения. Его следует логически связать с предыдущим изложением, оно не должно противоречить по смыслу изначально выдвинутому тезису и вашим аргументам.
- В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств.
Использование речевых клише для написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ
Сочинение должно характеризоваться разнообразием грамматического строя речи, следует использовать в нём обособленные члены предложения, вводные слова, цитирование, ряды однородных членов предложения, сложноподчинённые члены предложения, риторические вопросы. При этом логичность выражения мысли не должна быть нарушена. В этом вам могут помочь следующие речевые клише.
Речевые клише к сочинению-рассуждению
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на ЕГЭ
I. Критерии оценивания содержания сочинения-рассуждения
- К1 — Формулировка проблем исходного текста
- К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- К3 — Отражение позиции автора исходного текста
- К4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
II. Критерии оценивания речевого оформления сочинения-рассуждения
- К5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- К6 — Точность и выразительность речи
III. Критерии оценивания грамотности сочинения-рассуждения
- К7 — Соблюдение орфографических норм
- К8 — Соблюдение пунктуационных норм
- К9 — Соблюдение языковых норм
- К10 — Соблюдение речевых норм
- К11 — Соблюдение этических норм
- К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
Конкурс сочинений
Принять участие в Конкурс сочинений
Конкурс сочинений: итоги
Конкурсные работы: Сочинение Эссе
- Сочинение Эссе
- Отзыв о книге
- Сочинение "Быть ребенком"
- Сочинение "Интересная встреча"
- Сочинение "Как я провел лето"
- Сочинение "Мой класс"
- Сочинение "Мой любимый учитель"
- Сочинение "Моя семья"
- Сочинение "Осень"
- Сочинение "Письмо солдату"
- Сочинение "Природа"
- Сочинение "С чего начинается родина"
- Сочинение дневник
- Сочинение на тему нравственность
- Сочинение на тему патриотизм
- Сочинение на тему Человек
- Сочинение о Великой Отечественной войне
- Сочинение Письмо
- Сочинение по картине
- Сочинение по литературе
- Сочинение размышление
- Сочинение рассказ
- Сочинение Сказка
- Сочинение стихотворение
- Эссе на тему счастья
- Эссе о любви