Экскурсионное сообщение

Как написать экскурсионное сообщение? Рассказываем, что значит экскурсионное сообщение. Приводим пример текста экскурсионного сообщения.

Что такое экскурсионное сообщение?

Экскурсионное сообщение — это сообщение в публицистическом стиле (для местного сообщества).

В рамках школьной программы есть задание — написать сочинение в жанре экскурсионного сообщения.

Методика обучения составлению текстов экскурсионных сообщений, основана на сочетании подходов (текстового, коммуникативного, культуроведческого, междисциплинарного), которая способствует развитию коммуникативных умений двух уровней:

  • репродуктивного (умение понимать информацию из различных источников, умение применять жанр экскурсионного сообщения)
  • продуктивного (умение выражать отношение к внеязыковым реалиям, умение понимать чувства, потребности, мысли участников экскурсии, проявлять эмпатию (сопереживание), а также умения строить текст в соответствии с композицией и логикой, совершенствовать написанное, писать сочинения по материалам экскурсии, осуществлять контроль над речью).

Как написать экскурсионное сообщение?

Этапы составления экскурсионных сообщений

Рассмотрим вопрос на основе диссертационных исследований Беловой С.А. «Обучение составлению текстов экскурсионных сообщений как средство совершенствования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов» (2019).

Содержание четырёх этапов методики обучения составлению текстов экскурсионных сообщений учащихся 5-7 классов:

  • на подготовительном этапе:
    • школьники вводятся в музейно-образовательную среду и знакомятся с жанром экскурсионного сообщения;
    • происходит мотивация их текстовой деятельности;
    • в ходе обучения осуществляется обзор предстоящей работы в целом, используются опорные таблицы;
    • применяются различные варианты слова учителя (вводное, обобщающее, инструктирующее, элементы экскурсионного слова);
    • на уроках русского языка и литературы, занятиях по внеурочной деятельности происходит овладение метафорическим портретом текста экскурсионного сообщения;
    • используются технология создания экскурсионного сообщения на тему «Юрта для менгира», приём синквейна, применяются формы групповой работы;
  • на инструментальном этапе:
    • происходит овладение экскурсионным сообщением как видом творческой работы;
    • на уроках и занятиях по внеурочной деятельности отрабатываются основные приёмы построения текстов этого жанра с последовательным применением групповых форм работы;
  • на итоговом этапе:
    • учащиеся создают текст экскурсионного сообщения, что является показателем коммуникативной компетенции школьников;
    • контролируется качество создаваемых текстов;
    • используются формы организации обучения — уроки и занятия внеурочной деятельностью;
  • на рефлексивном этапе:
    • учащиеся выполняют творческие задания, предполагающие написание сочинений по впечатлениям от экскурсии (музейного экспоната) или собственного участия в экскурсии в качестве экскурсовода;
    • используются методы и приёмы обучения: проблематизация учебного материала, погружение в музейно-образовательную среду и её оценка, творческие методы;
    • используются формы обучения — уроки и занятия по внеурочной деятельности, экскурсии.

Межпредметные связи при составлении экскурсионных сообщений

Основными направлениями осуществления межпредметных связей для четырех этапов методики обучения составлению текстов экскурсионных сообщений учащихся 5-7 классов являются:

  • подготовительный этап — усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала вокруг пяти тем, учитывающих региональный компонент образования;
  • инструментальный этап — теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приёмах обучения;
  • итоговый этап — комплексность и сотрудничество учителей различных предметов в формах организации учебного процесса в школьном музее;
  • рефлексивный этап — соединение урочной и внеурочной работы по различным учебным дисциплинам в единую систему, стержнем которой является информационно-коммуникативная направленность образования.

Пример экскурсионного сообщения

Пример экскурсионного сообщения «Менгир «Аба тас»»

Здравствуйте, изенер, дорогие гости! Разрешите представиться. Меня зовут Сергей. Я буду сегодня вашим экскурсоводом. Уважаемые экскурсанты, обратите внимание на один из камней ограды кургана. Перед нами менгир «Аба тас».

Я представлю один из менгиров, мимо которого мы проходим каждый день и, к сожалению, почти их не замечаем.

Менгир — это объект в виде крупных камней, который в Европе называют одним общим словом „мегалит” (с греческого «большой камень»).

Камень напоминает фигуру чуть сгорбившегося медведя. Высота менгира 1.6 метра, ширина — 1.7 метра. Он расположен на северо-восточной окраине Бельтирского, рядом с
автомобильной трассой. Основная идея этого менгира заключается в том, что для местных жителей он является хранителем человеческого счастья. По поверьям местных жителей нужно, чтобы изменить свою судьбу, прервать неурядицы и несчастья, нужно трижды прополэти под «брюхом» камня.

Менгир взаимодействует с окружающим пространством (Сагайской степи, солнце, находясь в зените, указывает на расщелину под камнем. Экспонат имеет важное значение для местных жителей. Этому менгиру посвящён синквейн, составленный учениками.

Аба тас.
Вечный, мудрый.
Ждет, думает, молчит
Хранит память о прошлом.

Менгир.

Как интересно увидеть для всех нас этот менгир в новом свете! До свидания, дорогие гости. До новых встреч.

Конкурс сочинений

Принять участие в Конкурс сочинений

Конкурс сочинений: итоги

Конкурсные работы: Сочинение Эссе