Заочная экскурсия

Как подготовиться и провести заочную экскурсию? Объясняем, что значит заочная экскурсия. Практическое использование заочной экскурсии.

Что такое заочная экскурсия?

Заочная экскурсия — это путешествие, при условии, что люди не отправляются действительно на экскурсию, а слушают рассказ и смотрят предложенный материал.

Готовясь к экскурсии, учащиеся самостоятельно открывают для себя писателя, его творчество, эстетические, нравственные позиции. А познанное самостоятельно по-настоящему переходит в убеждение и характер. В этом особенная ценность «экскурсий», которые готовятся и проводятся при максимальной самостоятельности учащихся.

Как подготовиться и провести заочную экскурсию?

Подготовка к заочной экскурсии

Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его.

  • Подготовка к заочной экскурсии требует ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя.
  • Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные планы, фотографии – всё это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся.
  • Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль подчёркиваем музыкальным лейтмотивом; иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она даётся в открытую (любимые произведения писателя, романсы, написанные на стихи поэта).

Какие элементы заочной экскурсии представляются необходимыми?

  • заочная экскурсия должна дать представление об облике писателя, показать «жизнь лица», отражение характера и мыслей в портрете.
  • учащиеся должны понять, какие стороны характера художника вызваны обстановкой его жизни. Окружение должно быть представлено не только событиями и лицами знакомых и друзей, охарактеризованных бегло, но и пейзажем, который особенно помогает передать настроение. Обстановка, окружение писателя, центральные события общественной жизни, круг любимых произведений искусства и авторов – всё это должно постепенно подводить к выявлению лейтмотива творчества того или иного периода.

zaochnaya-ekskursiya

Проведение заочной экскурсии

В процессе проведения заочной экскурсии необходимо органическое соединение всех ее элементов:

  • речи,
  • зрительного ряда,
  • звукового оформления.

Обдуманное включение в работу учителя-экскурсовода учеников, оправданное построение маршрута экскурсии, выделение объектов подробного наблюдения и вещей, о которых говорится мимоходом, создание эффекта присутствия – обо всём этом приходится помнить при проведении экскурсии.

Сам рассказ экскурсовода должен быть нагляден, точен, живописен и при всей тщательности подготовки обладать заразительностью импровизации. Всё, о чём идёт речь в заочной экскурсии, должно предстать перед учениками непосредственно, как происходящее «сегодня, здесь, сейчас», потому что только импульсивность, незаданность речи поможет сложиться живым впечатлениям.

Вопрос об источниках заочной экскурсии – урока по биографии писателя – тесно связан с отбором, организацией материала. Для заочной экскурсии опасна излишняя детализация, она может утомить учащихся.

Практическое использование заочной экскурсии

Рассмотрим практическое использование заочной экскурсии на примере изучения сведений о писателе в 6 классе.

Урок изучения рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» является уроком изучения нового материала.

Заочная экскурсия, проводимая учениками, помогает создать живой образ автора. Материал, используемый для экскурсии, обличён в яркую художественную форму, звучат выдержки из писем самого писателя, его близких. Широко использована и словесно-образная, и художественно-изобразительная наглядность (представлена репродукция прижизненного портрета И. С. Тургенева работы И. Е. Репина, словесные описания тургеневских мест Орловщины подкреплены зрительным рядом). Сочетание этих видов наглядности очень органично.

Конкурс педагогического мастерства

Принять участие в Конкурс педагогического мастерства

Конкурс педагогического мастерства: итоги

Конкурсные работы: Педагогический проект