Главная Работы на конкурс Предметное образование Гуманитарные дисциплины Методическая разработка практического занятия по учебной дисциплине «Русский язык как иностранный» по теме: «Морфема как минимальная значимая часть слова» для слушателей, обучающихся на факультете иностранных специалистов

Методическая разработка практического занятия по учебной дисциплине «Русский язык как иностранный» по теме: «Морфема как минимальная значимая часть слова» для слушателей, обучающихся на факультете иностранных специалистов

Автор: Щербакова Ольга Васильевна

Место работы/учебы (аффилиация): МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, старший преподаватель кафедры русского языка

Речь человека – важнейший показатель его культуры, мышления и интеллекта. Развитие речи сказывается на владении мыслью и логикой. Работа над словом, обогащение словарного запаса, развитие речи слушателей теснейшим образом связано с потребностью самореализации в процессе общения, поэтому на первый план в работе по современным образовательным стандартам выступают следующие задачи:

  • «развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; стремления совершенствовать свою речь».

Именно на 1 курсе слушатели начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, что, по сути, является работой по формированию такого критерия культуры речи как правильность. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для слушателей — средством успешного обучения в Университете. Сознательное владение языком базируется на усвоении комплекса теоретических знаний, и, в частности, знаний из области грамматики и словообразования.

Изучение морфемики имеет большое значение для слушателей, прежде всего потому, что осознание структуры слова позволяет им глубже понять его лексическое значение и точно употреблять слова в речи. Известно, что каждая значимая часть слова выполняет определенную роль. Очень важно показать слушателям необходимость установления связей между лексическим значением слова и его морфемным составом.

Практическое освоение словообразовательных норм, осознанное членение слова с учетом значения выделенных в нем морфем во многом помогает предупредить в устной и письменной речи слушателей нарушений нормативной структуры слова. Кроме того, развитие у слушателей внимания к значению морфем в слове способствует предупреждению и таких лексических ошибок, которые проявляются в неразличении некоторых однокоренных слов и употреблении этих слов в несвойственном им значении.

Таким образом, умение видеть в словах морфемы и осознавать их значение является одним из ведущих в курсе русского языка как иностранного– тем умением, которое во многом определяет качество усвоения слушателями литературных норм языка в разных его областях.

Проведение занятия с использованием данной методической разработки направлено на формирование следующих компетенций:

Слушатель должен обладать следующими компетенциями:

  • способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (русском языке) (ОК-14).

В результате изучения темы слушатель должен:

Знать:

  • языковые нормы акцентологии, орфоэпии, орфографии, грамматики (ОК-14);
  • основные понятия и терминологию морфемики (ОК-14);
  • особенности правописания и употребления юридической лексики в деловой документации (ОК-14).

Уметь:

  • употреблять юридическую лексику в деловой речи (ОК-14);
  • составлять тексты различных видов деловых бумаг, правильно оформлять их в соответствии с языковыми и стилистическими нормами (ОК-14);
  • пользоваться научной, справочной литературой (ОК-14).

Владеть:

  • лингвистическим анализом, редактированием, правкой служебных и процессуальных документов (ОК-14).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотреть похожие работы

Проект «Дружба народов»

Цель: воспитание симпатии и уважения к людям разных национальностей. Задачи: развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбу со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям; развитие познавательного интереса и обогащение представлени…

Методическая разработка образовательной деятельности по патриотическому воспитанию по теме: «Государственные символы России»

Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы

Цель: ознакомление с государственными символами России. Задачи: воспитывать патриотические чувства к Родине; способствовать проявлению любознательности; формировать коммуникативные навыки. Атрибуты: мультимедиа, географические карты России и Краснода…

Творческий проект «Коллекция авторской одежды для кукол по мотивам творчества Марка Шагала»

Основной целью проекта является создание коллекции авторской одежды для кукол, вдохновленной творчеством знаменитого художника Марка Шагала, с учетом современных тенденций моды и стиля. Проект направлен на воспитание уважения к культурному многообраз…

Педагогический проект «Грамотный покупатель»

Целью проекта является создание системы методической работы, направленной на формирование у детей «покупательской грамотности». Это предполагает развитие навыков, необходимых для правильного выбора продуктов питания, а также для осознанного потреблен…

Исследовательская работа «Роль игры «Путь к профессии» в профессиональной ориентации старшеклассников»

Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы

Целью исследования является определение роли игры «Путь к профессии» в профессиональной ориентации старшеклассников. Задачи исследования: Изучить методы профориентационной работы в образовательных учреждениях. Оценить эффективность игры «Путь к профе…

Доклад «Использование кейс-метода на уроках биологии как современный метод оценивания образовательных результатов учащихся»

Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы

Работа представляет собой подробное описание применения кейс-метода в обучении биологии, что является актуальной и интересной темой. Хорошо описано, как этот метод может помочь учащимся развивать различные навыки, необходимые для успешной сдачи ОГЭ и…

Мероприятие завершено

Конкурс, в котором работа участвует

Направление

Форма представления работы

Ключевые слова

Дата публикации работы

08.08.2023