Ключевые навыки XXI века

Ключевые навыки XXI века. Какой набор ключевых навыков необходим человеку XXI века? Виды деятельности ключевых навыков — компетенций.

Ключевые навыки XXI века

В обращении к понятиям «ключевые навыки» и «ключевые компетентности» педагоги-практики могут столкнуться с разноречивыми взглядами.
Вот, например, две известные «формулы» определения компетентности.

Компетентность = знания + навыки + установки → действие (Leisen 2009).

Компетентность — это умелое применение знаний и ценностей в своей деятельности (Rost 2010; Adomßent, Hoffmann 2013).

Понятийная разноречивость не удивительна, так как понятия транслированы из сферы бизнеса в сферу экономики и социально-образовательной политики. Группа отечественных исследователей, обобщая практику употребления понятий «навыки» и «компетенции», рекомендовала: «рационально использовать термин «универсальные компетентности» вместо «навыки XXI века», «гибкие навыки», «софт скиллс», «универсальные учебные действия».

Универсальные компетентности — это «компетентности, которые необходимы каждому человеку для личного развития и самореализации, успеха на рынке труда, социальной включенности и активной гражданственности».

klyuchevyye navyki

Какой набор ключевых навыков необходим человеку XXI века?

В образовательной практике последнего десятилетия в разных странах мира предпринимались попытки составить список ключевых навыков человека XXI столетия. Задача составления такого списка — выделить ориентиры для общего образования. Посмотрим на некоторые примеры таких списков, составленных за последнее десятилетие разными группами разработчиков.

Доклад Делора, ЮНЕСКО: научиться познавать; научиться делать; — научиться быть; научиться жить вместе. Международное бюро образования ЮНЕСКО:

  • непрерывное образование (любознательность, креативность, критическое мышление);
  • самостоятельность (инициатива/драйв/мотивация, выносливость/ настойчивость/упорство, ответственность);
  • интерактивное использование инструментов и ресурсов (продуктивное и эффективное использование ресурсов, ответственное потребление);
  • взаимодействие с другими (командная работа, сотрудничество, ведение переговоров);
  • взаимодействие с собой и с миром (мыслить локально и глобально, соблюдать баланс прав и привилегий, свободы и уважения);
  • междисциплинарность (естественные, социальные и гуманитарные науки);
  • мультиграмотность (чтение и письмо, математическая и цифровая грамотность).

Международная междисциплинарная программа «Определение и выбор компетенций: теоретические и концептуальные основы» (Definition and selection of competencies: theoretical and conceptual foundations — DeSeCo) в качестве ключевых компетенций выделила: взаимодействие в гетерогенных группах; интерактивное использование инструментов (язык, технологии); умение действовать самостоятельно.

В работе «Оценка и обучение навыкам 21 века (ATC21S)» в качестве навыков определяются: способы мышления (креативность и инновации, критическое мышление, решение задач, принятие решений, умение познавать и метапознание); способы работы (коммуникация, сотрудничество и командная работа); инструменты для работы (информационная грамотность, грамотность в области ИКТ); жизнь в мире (жизнь и работа, личная и социальная.

Исследования Всемирного банка предлагают в качестве ключевых компетенций:

  • когнитивные навыки, включая базовые: академические (грамотность, умение считать) и когнитивные навыки высокого уровня;
  • социально-эмоциональные навыки (самосознание, самоорганизация, социальная осознанность, умение строить отношения);
  • практические навыки (предпринимательские, цифровые).

Из многочисленных перечней ключевых навыков XXI века наибольшей популярностью в мире пользуется разработка, подготовленная для Всемирного экономического форума, — перечень ключевых навыков, который кратко обозначают 4К:

  • критическое мышление,
  • креативность,
  • коммуникация,
  • кооперация.

Виды деятельности ключевых навыков — компетенций

 

Компетенции Виды деятельности
Компетенция конструктивно-критического мышления
  • рефлексия собственного мышления, анализ оснований и принципов получения выводов;
  • предвидение и анализ последствий тех или иных решений;
  • понимание истоков возникших проблем с целью их разрешения; контроль за ходом движения мысли (удержание цели) и доказательностью вывода;
  • подбор методов решения проблемы, адекватных ситуации и имеющимся ресурсам; построение и согласование между собой логических моделей; обоснованное отклонение решения, не отвечающего требованиям целесообразности и доказательности; осуществление междисциплинарного подхода к проблеме; проявление наблюдательности, выявление и интерпретация фактов, их анализ;
  • формулировка заключений;
  • оценивание с позиций выбранных критериев; ясное и точное выражение своих мыслей; обработка сложной информации и рассмотрение проблемы с различных сторон.
Компетенция креативности
  • генерация идей; «мышление в команде», визуализация и схематизация мысли; ориентация в быстро меняющейся среде;
  • состязательная работа на опережение соперников;
  • восприимчивость к проблемам, их обнаружение и постановка;
  • дивергентное мышление – открытие новых идей без их критики;
  • быстрота мысли, оригинальность, гибкость, способность добавлять новые детали, нахождение словесных и образных ассоциаций, метафоричность.
Коммуникативная компетенция
  • понимающее слушание, установление и поддержание контактов, связей; продуктивное общение, направленное на совместное достижение результата;
  • проявление непредубежденности в отношении взглядов других людей и их точек зрения, к переносу семантических содержаний и открытию новых смыслов во время диалога, интерес к пониманию других культур (парадигм, этнокультур, субкультур).
Компетенция командного сотрудничества
  • поиск баланса личных и общих интересов, прояснение и вклад в выработку понимания общей цели и способов ее достижения;
  • поиск ресурсов, необходимых для продуктивной совместной работы, выяснение и понимание точек зрения членов команды;
  • конструктивное поведение в ситуациях разногласий или конфликтов, проявление готовности идти на компромисс, разделению ответственности и поощрения за общий результат, поддержание продуктивной атмосферы, уважения, взаимовыручки и сотрудничества, распределение усилий и задач с учетом сильных сторон каждого для достижения значимого результата, внесение ощутимого вклада в работу команды.

 

Современный учебник. Формирование ключевых навыков человека XXI века: методическое пособие для авторов учебников, экспертов, учителей

Современный учебник. Формирование ключевых навыков человека XXI века: методическое пособие для авторов учебников, экспертов, учителей / под ред. И.М. Осмоловской, В. В. Серикова. М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022.

Конкурс Идеи образования, Конкурс педагогического мастерства

Принять участие в Конкурс Идеи образования, Конкурс педагогического мастерства

Конкурс Идеи образования, Конкурс педагогического мастерства: итоги

Конкурсные работы: Педагогический проект