Когнитивная карта
Когнитивная карта: руководство по созданию и пониманию сложных систем с примерами и практическими рекомендациями.
Когнитивная карта. Понятие
Что такое когнитивная карта?
Когнитивная карта (от лат. cognitio — знание, познание) — разновидность визуальных карт, образ знакомого пространственного окружения.
Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться когнитивные карты различной степени общности, «масштаба» и организации (например, карта-обозрение или карта-путь в зависимости от полноты представленности пространственных отношений и присутствия выраженной точки отсчёта).
Когнитивная карта — это ментальное представление пространства или системы. Она организует информацию в виде сети взаимосвязанных узлов и связей. Узлы представляют собой концепции, идеи или объекты, а связи представляют собой отношения между ними.
Пример: Студент может создать когнитивную карту по теме «Фотосинтез». Узлы могут включать: хлоропласты, солнечный свет, диоксид углерода, глюкоза и кислород. Связи могут показывать, как эти элементы взаимодействуют друг с другом в процессе фотосинтеза.
Выделяют:
-
- карту-путь как последовательное представление связей между объектами по определённому маршруту;
- карту-обозрение как одновременное предКогнитивная карта: руководство по созданию и пониманию сложных систем с примерами и практическими рекомендациями.ставление пространственного расположения объектов.
Преимущества когнитивных карт
Когнитивные карты имеют ряд преимуществ для образования и науки:
- Улучшение понимания: Когнитивные карты помогают учащимся и исследователям организовать и связать информацию, что приводит к более глубокому пониманию.
- Повышение памяти: Визуальный формат когнитивных карт облегчает запоминание и извлечение информации.
- Стимулирование критического мышления: Создание когнитивных карт требует от учащихся и исследователей анализировать взаимосвязи и выявлять закономерности.
Создание когнитивных карт
Чтобы создать эффективную когнитивную карту, следуйте этим шагам:
- Определите центральную тему: Начните с определения основной темы или концепции, которую вы хотите визуализировать.
- Создайте узлы: Перечислите ключевые концепции, идеи или объекты, связанные с центральной темой.
- Установите связи: Соедините узлы линиями или стрелками, чтобы показать отношения между ними.
- Используйте цвета и изображения: Используйте цвета и изображения для улучшения визуальной привлекательности и ясности карты.
- Оцените и пересмотрите: Регулярно пересматривайте и обновляйте карту по мере развития вашего понимания или исследования.
Пример: Исследователь может создать когнитивную карту для изучения эволюции видов. Узлы могут включать: естественный отбор, генетическое разнообразие, мутации и окружающую среду. Связи могут показывать, как эти факторы взаимодействуют друг с другом, приводя к эволюционным изменениям.
Удачны советы по построению когнитивных карт представлены Banxia Software Ltd. Рассмотрим их.
![]() |
![]() |
![]() |
Основной принцип разработки когнитивной карты | Структурирование когнитивной карты | Пример структуры когнитивной карты |
Когнитивное отображение побуждает искать иерархию в отображаемых идеях. Эта иерархия представляет собой отношения причины и следствия, средства и цели, как и почему, выявляя желаемые и нежелательные результаты. Терминология для обозначения результатов зависит от контекста и может включать цели/не цели, стремления/страхи и т. д.
Большинство ссылок направлены, показывают причинно-следственные связи и читаются как «могут привести к». Негативные ссылки также возможны, они меняют отношения между понятиями, связывая хвостовое понятие (в начале ссылки) с противоположным полюсом понятия головы (на стрелке). Номера ссылок на концепции необязательны.
Связи между идеями добавляют контекст к самим понятиям, придавая смысл через их содержание (короткие фразы) и контекст, в котором они находятся.
Примеры когнитивной карты
Пример 1
Пример 2
Дополнительные материалы по теме:
Конкурс Идеи образования, Публикации для педагогов в СМИ
Принять участие в Конкурс Идеи образования, Публикации для педагогов в СМИ
Конкурс Идеи образования, Публикации для педагогов в СМИ: итоги
Конкурсные работы: Педагогический проект
- Педагогический проект
- Логопедический проект
- Педагогическая игра
- План открытого урока
- План работы кружка
- Программа "Выбор профессии"
- Проект для детей с ОВЗ
- Проект на тему духовно-нравственного воспитания
- Разговоры о важном
- Родительское собрание
- Сценарий внеклассного мероприятия
- Сценарий классного часа
- Сценарий праздника
- Технологическая карта урока