Интеллект-карта

Интеллект-карта – инновационный инструмент визуального представления информации, способствующий систематизации и структурированию идей.

Интеллект-карта и ее суть

Интеллект-карта — разновидность визуальных карт, это по сути диаграмма связей.

Diagramma svyazey2

Интеллект-карты применяются в обучении, конспектировании лекций, в  подготовке материала по определенной теме, в решении творческих задач, в мозговом штурме, в
планировании и разработке проектов разной сложности, составлении списков дел, в развитии интеллектуальных способностей и т.п.

Intellekt-karta

Характерные черты интеллект-карты

У интеллект-карты есть четыре основные характеристики:

  • Объект внимания выкристаллизован в центральном образе;
  • Основные темы ответвляются от центрального образа;
  • Ветви содержат в себе ключевой образ/слово, которое ассоциируется со строкой (детали ответвляются далее);
  • Ветви образуют связанную узловую структуру.

Как создать интеллект-карту?

Приводим алгоритм, по которому можно создать интеллект-карту:

1. Возьмите чистый лист бумаги размера А4 или больше.

Чистый лист бумаги предоставляет 360º свободы для выражения всего разнообразия ваших умственных способностей, в то время как заранее расчерченные схемы ограничивают естественный поток мыслей.

2. Используйте горизонтальное положение бумаги. 

Таким образом будет больше места для слов и изображений в том направлении, как мы пишем, и они не так быстро натолкнуться на край бумаги.

3. Начните с центра. 

Мысли зарождаются в центре нашего интеллектуального мира. Интеллект-карта  отображает это.

4. Создайте центральный образ, который отображает тему, о которой вы пишете/размышляете. 

При этом:

    • Используйте минимум три цвета.
    • Размер центрального рисунка должен быть достаточно большим, примерно 5 см в ширину и высоту (пропорционально больше для большей бумаги).
    • Не используйте рамку, позвольте образу самому задать себе форму.

Интеллект-картинка стоит тысячи слов. Она открывает простор для ассоциаций, фокусирует мысли, она веселая и к тому же приводит к таким результатам:

    • Цвета стимулируют активность воображения в правом полушарии головного мозга, а также захватывают и удерживают внимание.
    • Подобный размер рисунка оставляет много места для остальной интеллект-карты , при этом будучи достаточно большой, чтобы быть явным центром, фокусом темы.
    • Уникальная форма делает ее более запоминающейся и приятной. Рамка делает центр монотонной формы и рассоединяет ветви.

5. Главные темы вокруг центрального рисунка – как заголовки в книге.

  • Напишите это слово ЗАГЛАВНЫМИ буквами или нарисуйте изображение.
  • Разместите их на линиях одинаковой со словом длины.
  • Центральные линии – толстые, изогнутые и органические, как ваша рука, присоединяющаяся к телу, или ветка дерева – к столбу.
  • Присоединяйте ветви прямо к центральному изображению.

Главные темы, присоединенные к центральному образу на основных ветвях, позволяют увидеть их относительную важность. Это Основные Организующие Идеи, именно они будут собирать в единое целое (составлять) и фокусировать остальную интеллект-карту.
Выделение основных слов заглавными буквами позволяет мозгу сфотографировать их изображение и таким образом они легче читаются и вызывают моментальную активизацию в  (воспоминание).
Длина слова равна длине строки. Лишние линии разобщают мысли, длина делает акцент на связи.
Изогнутые линии придают визуальный ритм и разнообразие, и таким образом их легче запомнить, более приятно рисовать и менее скучно на них смотреть. Более толстые центральные линии отображают относительную важность.
Ветви присоединены к центральному образу, потому что мозг работает по принципу ассоциаций, а не по отдельным, разобщенным линиям.

6. Начните добавлять второй уровень мыслей.

Эти слова или изображения связаны с основной веткой, которая запустила их. Помните:

    • Соединяющие линии более тонкие.
    • Слова по-прежнему написаны, но в меньшем размере.

Ваши изначальные слова и образы стимулируют ассоциации. Прикрепите любое слово или образ, который появился. Позвольте свободное течение ваших мыслей. Вам не обязательно «закончить» одну ветвь перед тем, как перейти к другой.

    • Соединенные линии создают отношения и структуру. Они также отображают уровень важности, как от ветви к прутику.
    • Размер и стиль написания букв также предоставляют дополнительные данные о значении и важности слова или изображения.

7. Добавьте третий или четвертый уровень данных, по ходу того, как мысли посещают вас.

  • Используйте как можно больше изображений, вместо того, чтобы просто писать слова.
  • Позвольте своим мыслям свободно приходить, «прыгайте» по интеллект-карте, по мере того, как возникают новые ассоциации.

Ваш мозг — как многорукий ловец мыслей. Интеллект-карта  позволяет вам поймать и зафиксировать любую мысль, которая была заброшена вашим мозгом.

8. Добавьте новое измерение в своей интеллект-карте , придайте глубины слову или изображению с помощью рамок.

Чтобы сделать заметными определенные важные моменты.

9. Иногда можно отделить ветви интеллект-карты с помощью цветного контура.

  • Выделите форму ветки, плотно ее придерживаясь.
  • Используйте разные стили и цвета.
  • Выделение создаст уникальные формы и поможет вашей.
  • Это помогает мгновенно воссоздать связи. А также поощряет завершение и напоминает о действиях, которые вам необходимо предпринять.
  • Также это может отображать связи между ветвями, если использовать обводку одинакового цвета.

10. Делайте каждую интеллект-карту все более:

  • красивой,
  • артистичной,
  • красочной,
  • оригинальной,
  • пространственной.

Ваша интеллект-карта будет привлекать ваши глаза и мозг, ее будет проще запомнить, она будет более привлекательна для вас (и для других тоже).

11. Веселитесь!

Добавляйте немного юмора, преувеличения или абсурда везде, где возможно.
Ваш мозг будет наслаждаться получением максимальной пользы и удовольствия от этого процесса и вследствие этого будет быстрее учиться, эффективней вспоминать и яснее думать!

Дополнительные материалы по теме:

Конкурс педагогического мастерства, Публикации для педагогов в СМИ

Принять участие в Конкурс педагогического мастерства, Публикации для педагогов в СМИ

Конкурс педагогического мастерства, Публикации для педагогов в СМИ: итоги

Конкурсные работы: Педагогический проект