Главная Работы на конкурс Предметное образование Гуманитарные дисциплины Исследовательская работа «Образ учителя в русской литературе второй половины XX века»

Исследовательская работа «Образ учителя в русской литературе второй половины XX века»

Автор: Приходько Георгий Евгеньевич

Место работы/учебы (аффилиация): МАОУ СШ №157, г. Красноярск, 10 класс

Научный руководитель: Травникова Тамара Аркадьевна, учитель русского языка и литературы

«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру», — писал Д.С. Лихачев. Это высказывание известного литературоведа наиболее точно раскрывает суть понятия учитель. Действительно, профессия учитель – одна из самых важных и значимых во всем мире, ведь задача преподавателя не только дать знания ученикам, но и заложить нравственные основы. Он помогает формированию основных черт характера, мировоззрения, оказывает влияние на становление личности. От учителя во многом зависит, каким будет новое поколение. Каждая историческая эпоха создает свой образ педагога, выдвигает свои требования к учителю, неоднозначно относится к этой профессии, однако она не теряет актуальности во все времена. К учительской теме обращались многие писатели и по-разному представляли его в своих произведениях. В современном литературоведении и научной литературе изучение образа учителя представлено лишь отдельными исследованиями. Это статьи Г. Ребель «Художественно-идеологические тенденции в творчестве Алексея Иванова», Т. Долгих «Основные мотивы романа А. Иванова «Географ глобус пропил», О. Метелкиной «О двух повестях Екатерины Мурашовой». М. Черняк в статье «Школа как диагноз современной прозы» кратко характеризует произведения о школе, написанные в основном в «нулевые» годы. Актуальность данной работы связана с тем, что, несмотря на популярность образа, исследований на эту тему не так много.

Цель: выявить специфику образа учителя в художественной литературе второй половины ХХ века. Для реализации данной цели мы поставили перед собой ряд задач:

  • обозначить типы учителей в литературе 18 – вт. пол. 20 века;
  • определить критерии для сравнения образов учителей в произведениях вт. пол. 20 века;
  • выявить сходства и различия в образах учителей в произведениях Н.З. Соломко «Белая лошадь – горе не мое» и А.В. Иванов «Как географ глобус пропил».

Методы: сравнительно–сопоставительный, структурный, культурно-исторический; типологический.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотреть похожие работы

Исследовательская работа «Чернобыль. Трагедия. Героизм. Подвиг»

Целью исследования является изучение трагедии на Чернобыльской атомной электростанции, а также анализ подвига ликвидаторов аварии, особенно тех, кто проживает в районе Выхино. Важной целью работы является доведение знаний о героизме Чернобыльцев до ш…

Исследовательская работа «Экономический кризис 2008 года»

Цель: исследовать причины, ход и последствия экономического кризиса 2008 года. Задачи: проанализировать предпосылки возникновения кризиса; рассмотреть основные этапы развития кризиса; исследовать меры, принятые для его преодоления; оценить последстви…

Проект «В ожидании чуда! Адвент-календарь для детей. Традиции празднования Нового Года и Рождества в Великобритании и России»

Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы

Цель моего исследования: выявить, что учащиеся нашей школы знают об адвент-календаре, изучить историю возникновения адвент-календаря, показать разницу между распространения адвент-календаря в Англии и России, изучив традиции и обычаи празднования Рож…

Информационно-исследовательский проект «Мифические существа славян»

Цель работы: изучение источников в которых упоминаются славянские мифические существа в современном мире, рассказать о их роли в культуре и мировосприятии. Задачи проекта: исследовать источники славянской мифологии на предмет упоминания в них славянс…

Исследовательская работа «Изучение истории семьи Пряжниковых через родословную»

Цель: составление родословной семьи Пряжниковых. Задачи: найти и собрать данные о членах семьи Пряжниковых из архивов, семейных документов и воспоминаний родственников; проанализировать полученные материалы, выделив ключевые события и достижения пред…

Исследовательский проект «История наследия: роль прапрадедов в Великой Отечественной войне»

Цель проекта: исследование роли прапрадедов в контексте Великой Отечественной войны и сохранение памяти об их героических поступках для формирования у школьников уважения к истории своей семьи и страны. Задачи проекта: изучение и анализ истории Побед…

Мероприятие завершено

Конкурс, в котором работа участвует

Направление

Форма представления работы

Ключевые слова

Дата публикации работы

04.04.2024