Главная Работы на конкурс Предметное образование Филологические дисциплины
Научно-исследовательская работа «Мог ли Чацкий быть прототипом Монтага?»
Автор: Мосеева Светлана Максимовна
Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ гимназия "Аврора" г-к Анапа, Краснодарский край, 11 класс
Научный руководитель: Макарова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей категории
В мировой художественной литературе нередко встречаются случаи аллюзии – авторского намека на известный художественный текст, какое-либо общественное, культурное, историческое явление или на какую-либо известную личность. Этого достаточно трудно избежать: зачастую свое творение автор создает под влиянием «чужого» творчества. Но лично я считаю, что есть два вида аллюзии: умышленная и невольная. Первая происходит тогда, когда творец создает свое произведение, полностью осознавая, что привносит в него часть чего-то внешнего, другого. И такая аллюзия остается в руках самого писателя. А вот «непредумышленная» аллюзия – это дело рук читателей и искусствоведов. Это тот случай, когда не один автор писал «свое» произведение, когда разные произведения имеют схожие смыслы, композиции, стилистические приемы. И в литературе разных эпох можно найти множество таких примеров. Чего только стоят «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени»? Однако я считаю, что «невольную» аллюзию отличает то, что она, в самом деле, происходит сама по себе, если можно так сказать.
Свою исследовательскую работу я решила посвятить аллюзии – «задуманной» и не совсем. Впервые задумалась я об этой теме, когда, анализируя роман Рэя Дугласа Брэдбери «451° по Фаренгейту», увидела схожесть Монтага и Александра Андреевича Чацкого. Это оказалось хорошей почвой для рассуждений, которые я и изложила в работе.
В ходе работы по теме были сформулированы основные задачи исследования. Необходимо было взят за основу два произведения: «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «451° по Фаренгейту» Р. Брэдбери, а затем углубить свои знания в историях написания романа и комедии, изучить различный источники: отзывы современников, рецензии критиков, дневниковые записи писателей, соотнести «общества», детали и сюжет двух произведений, сравнить главных героев книг: какие они имеют сходства и различия?, узнать наиболее достоверно, мог ли Рэй Брэдбери прибегать к помощи русской комедии прошлого века при написании своего романа и сделать выводы о проблеме, поднимаемой авторами разных поколений.
Моя гипотеза такова: Рэй Брэдбери мог использовать сюжет и композицию комедии Грибоедова как начальную стадию развития общества, отеленного от учений и просветительских идей, сочетая это с условиями своего времени и страны. Однако есть одна вещь, от которой никогда не бежать – это история. Она говорит либо «да», либо «нет», и этому противиться уже невозможно. Из этого следует еще один аспект моей исследовательской работы: литературу надо рассматривать неразрывно с ее эпохой. Любой уважающий писатель должен это знать, но и читатели должны это учитывать. Умение увидеть время, вычислить историю, заметить саму жизнь – вот что значит вникнуть в произведение, углубиться в него.
В ходе работы над исследованием я использовала теоретические и эмпирические методы исследования, так как был необходим сбор информации и научной литературы, а также имманентный и интертекстуальный анализы.
Объектом моего исследования стала схожесть романа Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту» и комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Предметом – их составные части: главные герои, композиция, система образов.
Наверное, одними из главных примеров «литературы с историей», которые нельзя не брать во внимание при таком разговоре, являются произведения древнерусской литературы: в них вообще не допускалось никакого вымысла. Следовательно, все было написано с основанием на реальных событиях. По мере эволюции писательского ремесла в тексты добавлялись придуманные сюжеты, несуществующие личности и предметы, загадки. Но сопряженность времени и творчества оставалась и проходила красной нитью через всю литературу и проходит до сих пор.
Конечно, тяжело сравнивать литературу XIII века и литературу XIX века – она существенно изменилась. Появилась более или менее четко выраженная авторская позиция, а отсюда и «нестандартные личности». В таких произведениях всегда есть человек или группа людей, которые не приняты обществом, отходят от общепринятых рамок, возмущают мнения обывателей общей массы. Одним словом, появляются индивидуумы. И это вечный конфликт человека и общества: казалось бы, без него он не проживет, об этом нам твердят все учебники обществознания и истории, но иногда он попадается в такие ситуации, где общество становится ему врагом, от которого только то и можно, что убежать. Так почему же мы не перестаем видеть таких героев на страницах наших книг? Почему то, что было очевидно и просто в начале XIX века снова возвращается к нам во второй половине XX? Потому что история – это то, что постоянно повторяется? Или может потому, что все новое – это хорошо забытое старое? И в чем же эта порой даже мистическая связь литературы и писателей с ходом времени? В этом я и попытаюсь разобраться в своей исследовательской работе на тему «Мог ли Чацкий быть прототипом Монтага?».
Смотреть похожие работы
Научно-исследовательская работа «Сопоставительный анализ английской народной сказки «Goldilocks and the three bears» и ее русского перевода Л.Н. Толстого «Три медведя»
Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы
Исследовательская работа «Взаимоотношения человека и природы в произведениях поэтов Перевальщины»
Исследовательская работа «Роль сказок А.С. Пушкина в формировании читательской деятельности у учащихся средней школы»
Исследовательская работа «Односоставные предложения и их роль в рассказах Б. Акунина «Нефритовые четки» и И. Бунина «Антоновские яблоки»
Научно-исследовательская работа «Сказка – ложь, да в ней намек… Росчерки пера: первые пробы»
Сочинение «История одной неслучайной встречи» (По мотивам творчества С.Т.Аксакова и М. Карима)
Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы
Мероприятие завершено
Добавить комментарий