Главная Работы на конкурс Педагогика, психология, управление образованием Дошкольная педагогика Выпускная квалификационная работа «Проектная деятельность как условие формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста»

Выпускная квалификационная работа «Проектная деятельность как условие формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Липкина Алена Игоревна

Место работы/учебы (аффилиация): Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, студент

Научный руководитель: Емельянова Марина Николаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства

Проблема формирования представлений дошкольников о профессиях с помощью проектной деятельности остается недостаточно разработанной. Потому, предлагаемое исследование направлено на разрешение ряда противоречий между:

  • запроса государства (социальным заказом) на формирование представлений дошкольников о профессиях (становлением их профессионального самоопределения) и отсутствием систематической, планомерной работы по этому направлению;
  • наличия разработок методологии (теории) профориентационного обучения и ограниченным использованием данной подготовки дошкольников через практическую деятельность;
  • возможностями проектной деятельности в формировании представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием данной формы работы в педагогической практике.

На основе сформулированных противоречий была определена проблема исследования: каковы возможности проектной деятельности, как условия формирования представлений о профессиях детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: проектная деятельность как условие формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности проектной деятельности как условия формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: предположим, что формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при использовании в образовательном процессе проектной деятельности, а, также, при соблюдении ряда условий:

  • теоретическом обосновании, разработки и внедрения в образовательную деятельность детского сада проекта по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях;
  • определении критериев и показателей сформированности представлений дошкольников о профессиях;
  • выявлении результативности применения проектной деятельности в процессе формирования представлений о профессиях у дошкольников (опровержения или подтверждения заявленной гипотезы исследования).

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность понятия «профессии», рассмотреть виды профессионально деятельности.
  2. Рассмотреть особенности представлений дошкольников о мире профессий.
  3. Проанализировать особенности организации проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
  4. Обозначить возможности проектной деятельности в формировании представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Осуществить опытно-экспериментальную работу по формированию представлений о профессиях у детей дошкольного возраста.
  6. Проанализировать результаты диагностики представлений о профессиях у детей дошкольного возраста.
  7. Представить методику организации проектной деятельности, направленной на развитие представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна исследования:

  • на основе теоретического анализа раскрыты возможности проектной деятельности как условия формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста;
  • выделены критерии и показатели сформированности представлений детей дошкольного возраста о профессиях;
  • представлена методика организации проектной деятельности, направленной на развитие представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации материала, последовательном изложении вопросов, касающихся темы исследования.

В результате исследования:

  • уточнено понятие «профессия, профессиональная деятельность, проектная деятельность;
  • выявлены особенности формирования представлений дошкольников о профессиях;
  • раскрыты возможности проектной деятельности как условия формирования представлений дошкольников о профессиях;
  • представлена методика организации проектной деятельности, направленной на развитие представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста;

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для научно-методического обоснования применения проектной деятельности как условия формирования представлений дошкольников о профессиях; материалы теоретического исследования и разработку методики организации проектной деятельности, направленной на развитие представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста могут использовать в практике своей работы педагоги, методисты, воспитатели. Представленный материал окажет помощь всем педагогическим работникам не только в подготовке детей к школе, но и в их профориентации в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотреть похожие работы

Проект «Дружба народов»

Цель: воспитание симпатии и уважения к людям разных национальностей. Задачи: развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбу со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям; развитие познавательного интереса и обогащение представлени…

Методическая разработка образовательной деятельности по патриотическому воспитанию по теме: «Государственные символы России»

Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы

Цель: ознакомление с государственными символами России. Задачи: воспитывать патриотические чувства к Родине; способствовать проявлению любознательности; формировать коммуникативные навыки. Атрибуты: мультимедиа, географические карты России и Краснода…

Творческий проект «Коллекция авторской одежды для кукол по мотивам творчества Марка Шагала»

Основной целью проекта является создание коллекции авторской одежды для кукол, вдохновленной творчеством знаменитого художника Марка Шагала, с учетом современных тенденций моды и стиля. Проект направлен на воспитание уважения к культурному многообраз…

Педагогический проект «Грамотный покупатель»

Целью проекта является создание системы методической работы, направленной на формирование у детей «покупательской грамотности». Это предполагает развитие навыков, необходимых для правильного выбора продуктов питания, а также для осознанного потреблен…

Исследовательская работа «Роль игры «Путь к профессии» в профессиональной ориентации старшеклассников»

Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы

Целью исследования является определение роли игры «Путь к профессии» в профессиональной ориентации старшеклассников. Задачи исследования: Изучить методы профориентационной работы в образовательных учреждениях. Оценить эффективность игры «Путь к профе…

Доклад «Использование кейс-метода на уроках биологии как современный метод оценивания образовательных результатов учащихся»

Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы

Работа представляет собой подробное описание применения кейс-метода в обучении биологии, что является актуальной и интересной темой. Хорошо описано, как этот метод может помочь учащимся развивать различные навыки, необходимые для успешной сдачи ОГЭ и…

Мероприятие завершено