Главная Работы на конкурс Педагогика, психология, управление образованием
Проектная работа «Связь эмоций и воображения у детей дошкольного возраста»
Автор: Шандра Маргарита Витальевна
Место работы/учебы (аффилиация): МБУ ДО ДТДМ "Истоки", г.Сергиев Посад, Московская область, 4 класс
Научный руководитель: Кузнецова Елена Сергеевна
На сегодняшний день все больше исследований посвящено изучению вопросов феномена эмоций. Для гармоничного развития ребенка очень важно научиться определять и называть свои эмоции, понимать переживания других людей. Какие эмоции мы знаем? Это: радость, грусть, спокойствие, злость и многие другие. Переживания этих эмоций неразрывно связаны с таким важным психическим познавательным процессом, как воображение. Благодаря ему ребенок учится представлять, а затем и выражать свои эмоции не только словами, но и действиями. Зная, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, необходимо отметить, что в процессе игры постоянно возникают и эмоции, и воображение. Важно, чтобы дошкольник умел фантазировать, так как это является показателем гибкости мышления. Согласно А.А. Реану, воображение – это процесс преобразования представлений. Поэтому, проблема исследования заключается в вопросе: каковы механизмы взаимосвязи эмоций и воображения у ребенка дошкольного возраста. Цель исследования – изучить особенности эмоций и воображения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – эмоции и воображение детей дошкольного возраста взаимосвязаны.
Исследование проводилось в июне-июле 2020 года.
В исследовании была использована следующая методика: методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, а также рисуночные варианты «Что изображено на картинке». В качестве анализа эмоциональных состояний детей предлагались бланки с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка) с пустыми лицами, для того чтобы ребенок сам нарисовал свою эмоцию.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБУ ДО Дворца творчества детей и молодежи «Истоки» г. Сергиев Посад Московской области. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста (4-7 лет) в количестве 10 человек.
В результате исследования мы сделали следующие выводы:
- Общая направленность интересов и эмоций детей была ориентирована как на себя, так и на других людей. С одной стороны, это говорит об эгоцентрической направленности ребенка, но, с другой, могут свидетельствовать о развитии мотивационно-потребностной сферы и благополучного развития. Очевидно, что наиболее значимые желания связаны с ведущей, то есть игровой деятельностью детей.
- При анализе ответов детей мы определили категории, которые представляют значимые для детей темы в эмоциональной сфере. В основном это сфера общения, учебная сфера и семейная сфера.
- Дети дошкольного возраста стремятся подражать взрослым, и выбирают такой вид занятий, который наиболее близок к деятельности взрослых, и поэтому они чувствуют себя уверенно, проявляют разнообразные эмоции, предлагают оригинальные ответы на предлагаемые исследователем картинки. Таким образом, цель поставлена в начале исследования была достигнута, задачи решены, гипотеза о том, что эмоции и воображение детей дошкольного возраста взаимосвязаны подтвердилась.
Смотреть похожие работы
Дошкольная педагогика
Проект «Дружба народов»
Педагогика, психология, управление образованием
Презентация «Совершенствование воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования»
Доступна к просмотру полнотекстовая версия работы
Дошкольная педагогика
Проект «Клуб юный финансист»
Дошкольная педагогика
Проектная работа «Удивительное рядом»
Дошкольная педагогика
Проект «Педагогическая поддержка семей в формировании взаимоотношений детей, родителей через совместную игровую деятельность»
Педагогика, психология, управление образованием
Паспорт проекта по формированию инклюзивной культуры образовательной организации через помогающее сотрудничество «Полезные визиты»
Мероприятие завершено
Добавить комментарий