Технологическая карта урока

Рассказываем, что такое технологическая карта урока. Показываем отличия технологической карты от конспекта. Рекомендации по разработке.

Технологическая карта урока: суть и особенности

Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке.

В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока. Приведем их сравнительную характеристику.

Отличия технологической картой урока от конспекта

Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.

Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

 

Технологическая карта урока по ФГОС Конспект урока
Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками. Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя.
Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процессе каждого учебного действия. Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке.
Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс. Указываются только общие цели всего урока.

 

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС.

  1. Необходимо оформлять «шапку» технологической карты:
  • Предмет
  • Тема урока
  • Тип урока.
  • Прогнозируемые результаты
    • личностные:
    • метапредметные:
    • предметные:
  • Дидактические средства
  • Оборудование
  1. Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы:
Этап урока Виды работы, формы, методы, приемы Содержание педагогического взаимодействия Формируемые УУД Планируемые результаты
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
  1. При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.
  2. В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.
  3. Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.
  4. Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».
  5. После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.
  6. Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

Примерная структура и содержание технологической карты

Технологическая карта урока: Изучение Темы «_________»

  1. Введение:
  • Приветствие учащихся и создание атмосферы учебной заинтересованности.
  • Представление темы урока и ее значимости в рамках курса/учебного плана.
  1. Цель урока:
  • Формулировка основной цели урока и обоснование ее важности для обучающихся.
  • Краткое объяснение, как эта тема соотносится с предыдущими знаниями.
  1. Актуализация знаний:
  • Вспоминание предыдущих знаний по теме через вопросы, дискуссию или небольшие практические задания.
  • Связь актуализации с новым материалом и понимание его неотъемлемости.
  1. Основной этап:
  • Постановка задачи или проблемы, которую учащиеся будут решать.
  • Объяснение ключевых понятий и теоретических аспектов темы.
  • Интерактивные методы обучения: групповые задания, дискуссии, практические упражнения.
  1. Практическое применение:
  • Работа с практическими заданиями или кейсами, связанными с изучаемой темой.
  • Использование технических средств, лабораторного оборудования или программного обеспечения, если необходимо.
  1. Контроль и обратная связь:
  • Проверка выполнения заданий и активности учащихся.
  • Обсуждение результатов и выявление понятий, которые требуют дополнительного объяснения.
  • Обратная связь от учителя и взаимная оценка учащихся.
  1. Закрепление знаний:
  • Сводка ключевых моментов урока и их связь с общей темой курса.
  • Домашнее задание или рекомендации для самостоятельного изучения.
  1. Итоги:
  • Оценка эффективности урока и достижения цели.
  • Вопросы для обсуждения на следующем уроке и перспективы дальнейшего обучения по данной теме.

 

Использованы материалы: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов

Конкурс педагогического мастерства

Принять участие в Конкурс педагогического мастерства

Конкурс педагогического мастерства: итоги

Конкурсные работы: Технологическая карта урока