Главная Работы на конкурс Предметное образование Физико-математические дисциплины
Научно-исследовательский проект «Метод бильярда. Решение задач»
Автор: Турубарова Дарья Александровна
Место работы/учебы (аффилиация): ЧОУ-СОШ Перпектива, г.Армавир, Краснодарский край, 9 класс
Научный руководитель: Турубарова Светлана Александровна
Целью этого проекта является написание программы, строящей траекторию биллиардного шара в прямоугольной области, и исследование условий замкнутости и незамкнутости траекторий в зависимости от размеров биллиардного стола и угла удара.
Для выполнения исследования нужно было решить следующие задачи:
- построить математическую модель нахождения траектории шара;
- разработать алгоритм построения траектории шара;
- написать программу, рисующую траектории;
- изменяя начальные параметры (размеры стола и направление удара), сделать вывод об условиях замкнутости
траектории; - сравнить полученные результаты с известными ранее.
В результате выполнения проекта была построена математическая модель движения шара, в частности, были наложены условия, упрощающие задачу: отсутствие трения, абсолютная упругость удара (угол падения равен углу отражения), отсутствие срединных лунок. Был разработан алгоритм построения траектории шара и реализован на языке PascalABC. В результате машинного эксперимента было установлено, что в случае целых сторон и рациональных угловых коэффициентов траектории будут замкнутыми. Если же траектории незамкнуты, то они постепенно закрашивают весь прямоугольник, что согласуется с известными результатами.
Основные выводы можно разбить на две группы: математические и связанные с программированием.
- Для решения задачи нахождения траектории биллиардного шара оказалось достаточным знать уравнение прямой и уметь решать системы линейных уравнений.
- Если угловой коэффициент линии удара пропорционален отношению сторон, то траектории будут замкнутыми, что согласуется с известным ранее результатом.
- Если угловой коэффициент линии удара не пропорционален отношению сторон, то траектории застилают весь стол. Это означает, что рано или поздно шар попадет в срединную лунку или столкнется с другим шаром, где бы он ни лежал.
- В силу того, что на экране конечное число пикселей, даже в случае рационального углового коэффициента наблюдался эффект незамкнутости траекторий.
- Метод математического бильярда может быть использован для решения задач на переливания.
Смотреть похожие работы
Проект » Создание приложений на языке программирования Python»
Научно-исследовательская работа «Что такое чат-боты их разновидности и возможность применения в образовательном процессе»
Учебно-исследовательская работа «Влияние нейрогимнастики на быстроту реакции человека»
Проект «Иркутсакая и Калининградская синагоги. Связь эпох»
Исследовательский проект «Сайт класса»
Исследовательский проект «Азбука экономики «Читай, считай!» или приключения Буратино» на языке программирования Scratch»
Мероприятие завершено
Добавить комментарий