Сочинение рассуждение

Рассказываем, как написать сочинение рассуждение. Раскрываем суть рассуждения и его виды. Показываем схему рассуждения и примерные темы.

Сочинение рассуждение

Понятие и цель рассуждения

Под рассуждением в лингвистике понимают словесное изложение, разъяснение какой-либо мысли с целью выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть чью-то мысль.

Цель рассуждения заключается в исследовании предмета или явления, в выявлении их внутренних признаков, рассмотрении причинно-следственных связей между описываемыми событиями или явлениями. Рассуждение служит для передачи размышлений автора о некоем предмете или явлении, для их оценки, а также обоснования, доказательства или опровержения той или иной мысли или положения.

Особенностью рассуждения является использование не сюжетного (как в повествовании), а логического принципа построения текста.

    • К обязательным частям рассуждения относятся:
      • тезис;
      • его аргументированное доказательство или подтверждение.
    • К необязательным частям рассуждения относятся: экспозиция, проблема или проблемный вопрос, а также выводы.

Подробнее о сочинениях рассуждениях можно узнать здесь:

Виды и структура рассуждений

Различают следующие виды рассуждений:

  • Рассуждение-размышление;
  • Рассуждение-доказательство;
  • Рассуждение-объяснение;

Рассуждение-размышление выстраивается, как правило, в форме вопросов и ответов. И на эти вопросы в тексте не всегда даётся ответ. Рассуждение-размышление представляет собой объяснение или доказательство, а в их роли выступают примеры, которые необходимо сопоставить или противопоставить; можно также указать на существующие или возникающие между ними причинно-следственные отношения, требующие ограничения, расширения или обобщения.

Текст-размышление выстраивается по единой для всех разновидностей рассуждения схеме, однако, в отличие от объяснения и доказательства, он содержит не одну смысловую пару вопрос — ответ, а целую систему вопросов и ответов, которые последовательно дополняют друг друга.

Схему сочинения рассуждения-размышления можно представить следующим образом:

    • экспозиция (подведение читателя или слушателя к проблемному вопросу);
    • система проблемных вопросов;
    • ответы на них;
    • выводы.

С точки зрения логики сочинения-рассуждения можно классифицировать на следующие группы:

    • индуктивные рассуждения, в которых устанавливаются некие умозаключения от частного к общему, от конкретного к абстрактному;
    • дедуктивные рассуждения, в которых присутствуют некие умозаключения от общего к частному, от абстрактных размышлений к частным выводам.

Кроме того, рассуждение может строиться как доказательство истинности или ложности выдвигаемого тезиса. На основе данного принципа можно выделить группы:

  • рассуждения-утверждения;
  • рассуждения-опровержения.

Как написать сочинение рассуждение?

Особенности написания текста рассуждения

Основа любого рассуждения — это перечисление фактов, доказательств, доводов и аргументов, обосновывающих тот вывод, к которому автор и стремится подвести читателя или слушателя, тот заключительный аккорд, который звучит в конце сочинения, если умозаключение логично выстроено, обосновано и подтверждено, то есть доказано.

Чтобы правильно реализовать задачу рассуждения и провести всю цепочку от факта к мысли, а затем опять к реалии, существуют разные формы и способы представления умозаключительной связи между предложениями.

  • Цепной способ — это движение мысли от одного предложения к другому, причём слова из предыдущего предложения обычно повторяются в последующем.
  • Параллельный способ — когда предложения употребляются таким образом, чтобы в них был одинаковый порядок слов, однотипные грамматические формы выражения членов предложения, а также видовременная соотнесённость данных предложений.

Схема рассуждения

На основании этого рассуждение может строиться по ещё более упрощённой схеме:

    1. Тезис — основная мысль.
    2. Доказательство (или опровержение) этой мысли, то есть аргументы, сопровождающиеся примерами.
    3. Вывод, или заключение.

Между тезисом и соответствующими ему аргументами, а также между всеми отдельными аргументами в тексте обязательно должна быть установлена логическая и грамматическая связи, причём логическая связь — это связь смысловая (то есть всё должно подтверждать выдвигаемый тезис, должно быть убедительным). Для связи между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами чаще обычного могут использоваться вводные слова и подчинительные союзы.

Подробная схема рассуждения

Вступление — рассуждение о проблеме — должно привлекать внимание и не быть большим по объёму (не следует использовать шаблоны, при этом включите формулировку именно того вопроса, над которым вы работаете).

Вступление может содержать:

  • цитату;
  • высказывание, суждение которого вы решили подтвердить или опровергнуть;
  • вопрос, который требует разрешения;
  • рассуждение о главном понятии и проблеме, которые представлены в предложенном вам тексте;
  • какие-либо сведения, если они существенно влияют на ход вашей мысли.

Основная часть — это главная мысль сочинения, выдвижение тезиса, соответствующего обозначенной проблеме, присоединение к нему доказательного текстового материала с собственными мини-выводами.

Это могут быть ответы на вопросы, которые вы сформулировали во введении.

Необходимо доказать справедливость выраженной в тезисе мысли. Чтобы это сделать, перечитайте текст несколько раз. Постарайтесь ответить на вопрос: о чём он? Определите его тему и идею. Какими мыслями хо чет поделиться автор? Затем сформулируйте идею, основываясь на своем понимании смысла данного фрагмента.

Смысл аргументации состоит в том, чтобы ещё раз это подтвердить, показать актуальность, важность, жизненность, нравственную состоятельность, незыблемость доказываемой аксиомы.

Для этого используют все виды аргументов.

  • Логические (рациональные) аргументы:
    • факты;
    • теории, гипотезы, аксиомы;
    • статистика;
    • объективные показатели состояния дел;
    • законы природы;
    • определение, которое предполагает обобщение, даёт представление о предмете как части более широкой категории, выявляет важные признаки определяемого предмета (это могут быть также термины);
    • законодательные нормы, официальные документы, постановления и иные нормативные акты;
    • данные экспериментов и экспертиз;
    • свидетельства очевидцев.
  • Иллюстративные аргументы — примеры:
    • Пример должен объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.
  • конкретный пример:
  • пример — сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
  • литературный пример (пример — текст из общеизвестного произведения).
  • предположительный пример (рассказывает о том, что могло бы быть при определённых условиях).
  • Ссылки на авторитет:
    • мнение известного, уважаемого человека — учёного, философа, общественного деятеля и т. п.;
    • цитата из авторитетного источника;
    • мнение специалиста, эксперта;
    • обращение к опыту и здравому смыслу;
    • мнение очевидцев;
    • мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);
    • общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Заключение — ключевая часть сочинения. Его функция — подведение итога написанного в соответствии с вашими рассуждениями во второй части по проблеме, которую вы сформулировали во вступлении.

Это обобщение ваших выводов, изложенных ранее, завершение сочинения. Здесь обязательно нужно выделить самое главное в сочинении. Заключение и вступление по содержанию перекликаются друг с другом.

Вопросительная форма сменяется утвердительной. Заключение должно связать обобщение со вступлением, с обозначенной в нём заявкой на тему.

Обычно выделяют два вида заключения:

  • заключение-вывод
  • заключение-следствие.

Однако в сочинении они могут сливаться воедино.

Тематика и оценивание сочинения рассуждения

Рассуждение на тему. Выбор темы (проблемы, утверждающие тезисы, пословицы и поговорки)

  • Проблемы
    • Проблема веры в себя, в свои силы.
    • Проблема веры в будущее (любовь к жизни).
    • Проблема веры в человека.
    • Проблема веры (роль христианского учения).
    • Проблема роли веры и молитвы в человеческой жизни.
    • Проблема стремления человека к добру и счастью (вера в счастье).
    • Проблема верности своим убеждениям.
    • Проблема верности данному слову.
  • Утверждающие тезисы
    • Ободряющее слово, заботливый взгляд, ласковая улыбка помогают человеку добиться успеха, укрепляют его веру в свои силы.
    • Вера без доказательств — это не вера.
    • Вера в свои силы, верность идеалам и цели дают человеку силы преодолеть все препятствия.
    • Слепая вера не даёт человеку видеть правду жизни.
  • Пословицы и поговорки
    • Кто в верности не клялся никогда, тот никогда её и не нарушит.
    • Друзей любят, а предателей губят.
    • Друг верен, во всём измерен.
    • Верный друг лучше сотни слуг.
    • Верность познаётся во время больших смут.
    • Оружие защитит, но лучшая защита — верность.
    • Верность труса иль глупца — не опора господину.
    • Змея один раз в год меняет кожу, а предатель каждый день.
    • От трусости до предательства — один шаг.
    • Для продажной псины кол из гнилой осины.
    • Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
    • При верном псе и сторож спит.

  • Проблемы
    • Проблема любви.
    • Проблема возвышающей силы любви.
    • Проблема любви и милосердия.
    • Проблема настоящей любви.
    • Проблема верности данному слову.
    • Проблема ревности.
    • Проблема рабской любви (безропотного, униженного подчинения любимому человеку).
    • Проблема любви по расчёту.
  • Утверждающие тезисы
    • Любовь — одно из самых прекрасных чувств, которое может испытывать человек.
    • Любовь делает человека счастливым.
    • Любовь — это решение посвятить себя делу, человеку или отчизне.
    • Любовь — это величайший дар, который может быть дарован не каждому человеку.
    • Любовь всегда делает человека сильным и смелым.
    • Любовь может окрылить человека, сделать его способным воспарить над землёй.
    • Влюблённый человек может открыть в себе ранее неизвестные способности и таланты.
    • Любовь — это когда знаешь и любишь и недостатки, которые есть у другого человека.
    • Лучше быть осторожным и рассудительным, потому что любовь делает человека слабым.
  • Пословицы и поговорки
    • Где любовь да совет, там и горя нет.
    • Лучше не иметь сердца, чем в нём не иметь любви к народу.
    • Кто слишком любит себя, того не слишком любят другие.
    • Любовь всё побеждает.
    • Любовь да лад — не надобен и клад.
    • Любовь да свары — хуже пожара.
    • Любовь да совет — на том стоит свет.
    • Любовь за деньги не купишь.
    • Не любить — горе, а влюбиться — вдвое.

  • Проблемы
    • Проблема понимания счастья (что такое счастье?)
    • Проблема поиска счастья в жизни.
    • Проблема ложного понимания счастья (духовной убогости).
    • Проблема возможного, но несостоявшегося счастья.
  • Утверждающие тезисы
    • Нельзя насильно сделать человека счастливым.
    • Счастье — это не только достижение материальных благ.
    • Счастье — это путь, который однажды человек выбирает для себя.
    • Каждый человек — кузнец своего счастья.
    • Только счастливые люди способны дарить счастье другим.
    • Счастье состоит в постоянном совершенствовании своих мыслей, своей личности.
    • Бескорыстно счастливые люди любят больше, даже зная, что их любят меньше.
    • Каждый понимает счастье по-своему.
    • Бросьте всё и начните жить счастливо, по-своему, по-настоящему.
  • Пословицы и поговорки
    • Счастье без ума — дырявая сума.
    • Лад и согласье — первое счастье.
    • Счастье не кляча: хомута не наденешь.
    • Счастью не верь, беды не пугайся.
    • Счастье — вольная пташка — где захотела, там и села.
    • Счастье легко на помине не бывает.
    • Счастье отпало, ничего в доме не стало.
    • Счастье на крылах, несчастье на костылях.
    • Без счастья и в лес по грибы не ходи!
    • Легко найти счастье, а потерять и того легче.
    • Всяк своего счастья кузнец.
    • Не родись красивый, а родись счастливый.
    • Со счастьем на клад набредёшь, а без счастья и гриба не найдёшь.
    • Счастье не батрак, за вихор не притянешь.
    • Счастье с несчастьем через межу живут.
    • Счастья искать — от него бежать.
    • Наше счастье — дождь да ненастье.

Требования к рассуждению и оценивание

Теперь давайте перечислим основные требования к рассуждению.

  1. Рассуждение должно соответствовать предложенной тематике.
  2. Аргументация должна строиться с опорой на литературный материал. Чтобы умело и правильно приводить доводы и аргументы, достаточно знать программу, хорошо владеть тем или иным художественным текстом, уметь обращаться с ним на уровне аргументации, использовать примеры, связанные с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц.
  3. Должны соблюдать все речевые нормы русского языка.
  4. В рассуждениях должна присутствовать логика, текст должен быть связанным и правильным.
  5. Речь должна быть грамотной (это касается как орфографии, так и пунктуации).

Готовые сочинения-рассуждения

Введение. 1

  1. Ассоль. 1
  2. Грэй. 1
  3. Чудо случилось. 2

Заключение. 2

 

 

Введение

Сила мечты способна изменить жизнь, сотворить чудо. В это искренне верил автор повести «Алые паруса» — Александр Грин. Писатель знал, что не существует ничего невозможного, нужно только твердо верить в свою мечту.

1.    Ассоль

Главная героиня повести-сказки А. Грина «Алые паруса» Ассоль сумела дождаться воплощения своей мечты. С раннего детства Ассоль любила слушать истории о морских приключениях. Отправляясь в город, она нередко погружалась в мир фантазий. Во время одной из таких прогулок девочка повстречала бродячего сказочника Эгля, предсказавшего, что за ней приплывет принц из далекой страны на корабле с алыми парусами, и она станет принцессой. С этого дня в душе Ассоль поселилось ожидание чуда.

2.    Грэй

В это время далеко от рыбацкого поселка рос романтичный и мечтательный мальчик, влюбленный в море и корабли. Грэй был сначала юнгой, но благодаря своей смекалке, выносливости и целеустремленности он добился осуществления мечты — стать капитаном. Как и сердце Ассоль, душа Грэя ждала чего-то необыкновенного.

3.    Чудо случилось

Чудо случилось. Волей случая Грэй узнал историю Ассоль и ее мечту. И он понял, что вряд ли найдется в его жизни хоть один человек, который был бы ему ближе, чем эта девушка. Он знал, что Ассоль ждет сказку с алыми парусами, и знал, что эту сказку он сможет ей подарить.

Заключение

Вот она — волшебная, всепобеждающая сила мечты. Мечта, если в нее поверить всеми силами души, становится могучей творящей силой. И в этом наилучшим образом убеждает нас повесть Александра Грина.

План сочинения:

  1. Спор дедушки и внучки.
  2. Аргументы в пользу спорящих. 
  3. Мое мнение по поводу спора. 

 

1.Спор дедушки и внучки

Дедушка и внучка поспорили, что нужно дарить в день рождения друзьям. Девочки хочет купить что-нибудь в магазине, иначе её обвинят в жадности. Дедушка говорит, что нет лучше подарка, сделанного своими руками.

2.Аргументы в пользу спорящих

Каждый по-своему прав. Можно, конечно, что-то сделать самому. Но это должна быть красивая вещь. Например, картина, если вы хорошо рисуете. Такому подарку будет рад каждый, ведь в него вложены труд и фантазия. Но не каждый умеет делать то, что нужно имениннице.

Но не все наделены каким-то талантом. Не каждый умеет делать что-либо достаточно хорошо, чтобы было прилично показать окружающим. Лучше подумать, что купить в магазине. Это может быть сувенир или какая-то полезная для учёбы или отдыха вещь. А заработать деньги своим трудом и приобрести на них — тоже подарок своими руками.

3.Мое мнение по поводу спора

Я люблю дарить друзьям книги. На мой взгляд, это лучший подарок. Домашняя библиотека ещё никому не помешала. Она скрасит досуг и выручит, когда нужно срочно написать реферат или подготовиться к докладу.

Думаю, на вопрос, что лучше подарить другу в день рождения, каждый должен ответить сам.

Конкурс сочинений

Принять участие в Конкурс сочинений

Конкурс сочинений: итоги

Конкурсные работы: Эссе на тему счастья, Эссе о любви