Сочинение по картине
Рассказываем, как писать сочинение по картине в 1-11 классах школы. Описываем этапы написания. Представляем план и готовые клише.
Что такое сочинение по картине?
Особенности сочинения по картине
Сочинение по картине – это сочинение-описание.
Сочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося.
Помни! При написании сочинения:
- Сочинение по картине- это сочинение описание
- У сочинения должна быть своя определенная идея
- Излагайте материал по плану, это поможет не потерять логику изложения
- Точно и ясно выражайте свои мысли литературным языком
- Работайте с черновиком: исправляйте, переделывайте, улучшайте
- Будьте внимательны, переписывая на чистовик
План сочинения по картине
План сочинения по картине выглядит примерно также, только в основной части необходимо отдельно рассказать про особенности изображения:
- Введение;
- Основная часть (передний план, задний план, центр рассматриваемой картины, техника изображения);
- Заключение.
I.Вступление
- Справка о жизни и творчестве художника (его наиболее известные картины, особенности их исполнения, направления, стили работы, года активного творчества)
- Справка о картине (год создания, её жанр, история создания, судьба картины, под влиянием каких событий написана)
II. Основная часть (анализ)
- Сюжет картины
- Описание переднего и заднего планов
- Описание героев картины, если они присутствуют
- Детали, их роль в картине
- Цветовая гамма, основные краски, их роль в картине
- Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень), роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины
III. Заключение
- Собственное мнение о картине
- Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор
Как писать сочинение по картине?
Этапы написания сочинения по картине в 1-4 классах
- Знакомство с картиной и художником.
- Определение жанра картины (пейзаж, натюрморт, портрет).
- Составление устного рассказа о картине.
- Рассмотрение деталей картины.
- Разговор о цветовой гамме картины.
- Ученик начальных классов способен различать общий тон, обозначить большинство оттенков цвета как тёмные или светлые, тёплые или холодные.
- Важно почувствовать гармонию тонов, увидеть глубину и контрасты в картине.
- Порой больше говорят о замысле художника именно контрасты, а не композиция картины и не её цветовая гамма.
- Формулировка собственного отношения к увиденному.
- Пусть ребёнок озвучит, что его впечатлило, больше всего заинтересовало на полотне.
- Какое настроение вызвало увиденное? Захотелось ли ему получше рассмотреть другие работы автора.
- Задумался ли ученик, почему именно так изобразил живописец природу или человека? Что он хотел поведать, чем предложил восхититься, о чём поразмышлять?
- Ответы на эти вопросы помогут ребёнку объяснить замысел автора и оформить своё мнение о картине. Пришло время составить план и пункт за пунктом изложить всё, над чем вы потрудились в предварительной работе.
- Васнецов Виктор Михайлович (1848—1926)
- Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
- Сочинение -описание по картине В. М. Васнецова «Алёнушка»
- Сочинение-повествование по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»
- Сочинение описание одежды героев (по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»)
- Грабарь Игорь Эммануилович (1871—1960)
- Сочинение-повествование по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
- Левитан Исаак Ильич (1860—1900)
- Сочинение по картине И. И. Левитана «Март»
- Сочинение-повествование по картине И. И. Левитана «Март»
- Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
- Сочинение-сравнение («Золотая осень» В. Д. Поленова, И. И. Левитана и И. С. Остроухова)
- Машков Илья Иванович (1881—1944)
- Сочинение-описание натюрморта (по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин»)
- Пластов Аркадий Александрович (1893—1972)
- Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Первый снег»
- Перов Василий Григорьевич (1833—1882)
- Сочинение-описание по картине В. Г. Перова «Тройка»
- Поленов Василий Дмитриевич (1844—1927)
- Сочинение-описание местности с изображением городского пейзажа (по картине В. Д. Поленова «Московский дворик»)
- Саврасов Алексей Кондратьевич (1830—1897)
- Сочинение-описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» …
- Серов Валентин Александрович (1865—1911)
- Сочинение-описание внешности по портрету (по картине В. А. Серова «Девочка с персиками»)
- Шишкин Иван Иванович (1832—1898)
- Сочинение-повествование по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
- Сочинение-описание фрагмента картины «Утро в сосновом лесу»
- Решетников Фёдор Павлович (1906—1988)
- Сочинение с элементами описания интерьера (по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!
- Сочинение-описание внешнего облика героя (по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!)
- Тропинин Василий Андреевич (1776—1857)
- Кипренский Орест Адамович (1782—1836)
- Сочинение-сравнение (портрет А. С. Пушкина в работах В. А. Тропинина и О. А. Кипренского)
- Юон Константин Фёдорович (1875—1958)
- Сочинение-повествование по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Этапы написания сочинения по картине в 5-11 классах
Этапы написания сочинения по картине в 5, 6, 7 классах
- Рассмотрение картина и составление общего впечатления от неё.
- Определение жанра картины, композиции и на то, что изображено.
- Ответы на вопрос, почему, по вашему мнению, художник назвал её именно так.
- Поиск информации о том, в какое время написана картина.
- Какие события в истории страны и в обществе происходили в момент создания полотна. Отразились ли происходящее в творчестве художника?
- Необходимо также узнать об истории создания картины.
- Описание того, что представлено на картине.
- Как расположены на картине предметы, люди или животные? Описание того, что изображено на первом плане, есть ли особо выделенные, одиночные предметы? Какую роль они играют в композиции картины, в замысле художника, как влияют на общее настроение полотна.
- На каком фоне изображены раскрывающие замысел автора предметы? Ответьте на вопросы, какую роль играет освещение на картине, какой цвет преобладает и как он влияет на общее настроение картины. Есть ли противопоставление светлого тёмному, яркого тусклому?
- Какое время дня, года изображено, если это пейзаж?
- Но, если это люди или одиночный портрет, необходимо описать внешность, одежду, предположения о характере изображённого. Опишите главные предметы и «говорящие» детали. Как, на ваш взгляд, они помогают понять замысел картины?
- Высказывание собственного мнения о картине, своего отношения к изображённому, к общему замыслу автора.
- Как отозвалось изображённое в вашей душе, какие воспоминания или чувства родились у вас при знакомстве с работой художника?
Этапы написания сочинения по картине в 8, 9, 10, 11 классах
- Знакомство с биографией и творчеством художника.
- В каких стилях он писал свои работы, к какой школе живописи принадлежал, у каких мастеров учился.
- Как эпоха, в которую творил данный автор, отразилась на его творчестве и непосредственно на предложенной к описанию картине. Почему художник дал ей такое название?
- Какое слово в названии, по вашему мнению, главное?
- Отражает ли название идею картины? К какому жанру вы относите эту картину и почему?
- Анализ картины.
- Определение её композиционного центра. Разберите изображения переднего плана, подумайте над смысловой нагрузкой фона.
- Назовите используемые автором изобразительно-выразительные средства. Как они влияют на общий замысел картины и её настроение?
- Какое время суток изображено? Может, это переходящий момент солнечного дня в сумерки вечера. Или художник ухватил момент превращения утренней зари в жаркий день.
- Поразмышляйте о красоте и ценности изброжённого момента, а также о композиции картины, световой нагрузке, цветовой гамме и других средствах выразительности.
- Определите их роль в передаче основной мысли художника, в выражении авторской позиции.
- Рассмотрение мелких деталей, особенно там, где речь идёт о портрете или интерьере.
- Что с помощью их говорит автор? Какова смысловая нагрузка деталей? Как они подчёркивают замысел картины?
- Если это пейзаж, то задумайтесь, ощущается ли в нём присутствие человека. Если да, то как автор сумел передать это?
- Если это интерьер, то почему именно в такую обстановку поместил живописец своих героев?
- Анализ цветовой гаммы картины.
- Объясните, какие цвета использовал мастер и почему. Какие тона преобладают и какое настроение они создают на полотне?
- Чувствуется ли в картине обилие воздуха, света? Или же мы поёживаемся от колючих ноток холода и безжалостных порывов ветра?
- Присутствует ли в работе мастера цветовой контраст? Какую смысловую нагрузку он несёт?
- Высказывание своего отношения к картине.
- Подумайте, чем она вам понравилась, о чем заставила задуматься, какое настроение создала.
- Определите главную мысль картины.
- Понравился ли вам авторский замысел?
- Сделайте вывод после размышлений. Что вам рассказывает картина о человеческих чувствах, о жизни в те или иные времена, о вере человека в Бога, о судьбе страны? Какие вечные темы затрагивает автор.
- Что нового вы узнали, что показалось интересным, как повлияла на вас картина и в чём вы ведете ее силу?
- Айвазовский Иван Константинович
- Сочинение по картине И. К. Айвазовского «Девятый вал»
- Билибин Иван Яковлевич
- Сочинение-описание (по иллюстрациям к сказке «Василиса Прекрасная»)
- Брюллов Карл Павлович
- Сочинение по картине К. П. Брюллова «Всадница»
- Сочинение по картине К. П. Брюллова «Автопортрет»
- Васильев Фёдор Александрович
- Сочинение по картине Ф. А. Васильева «Мокрый луг»
- Васнецов Виктор Михайлович
- Сочинение по картине В. М. Васнецова «Гусляры»
- Сочинение по картине В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»
- Сочинение по картине В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»
- Венецианов Алексей Гаврилович
- Сочинение по картине А. Г. Венецианова «На пашне. Весна»
- Ге Николай Николаевич
- Сочинение по картине Н. Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском»
- Кипренский Орест Адамович
- Тропинин Василий Андреевич
- Сочинение-сравнение (портрет А. С. Пушкина. в работах 0. А. Кипренского и В. А. Тропинина)
- Корин Павел Дмитриевич
- Сочинение по картине П. Д. Корина «Александр Невский»
- Крамской Иван Николаевич
- Сочинение по картине И. Н. Крамского «Некрасов в период „Последних песен“
- Архип Иванович Куинджи
- Исаак Ильич Левитан
- Сочинение-сравнение («Берёзовая роща» А. И. Куинджи и И. И. Левитана)
- Сочинение по картине А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- Борис Михайлович Кустодиев
- Сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина»
- Владимир Егорович Маковский
- Сочинение по картине В. Е. Маковского «Свидание»
- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин .
- Сочинение по картине К. С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»
- Аркадий Александрович Пластов
- Сочинение по картине А. А. Пластова «Фашист пролетел»
- Илья Ефимович Репин
- Сочинение по картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
- Сочинение-сравнение (портрет Л. Н. Толстого в работах Н.Н. Ге и И. Е. Репина) „
- Андрей Рублёв
- Сочинение-описание (икона А. Рублёва «Троица»)
- Валентин Александрович Серов
- Сочинение по картине В. А. Серова «Дети»
- Василий Иванович Суриков
- Сочинение по картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»
- Сочинение по картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»
- Сочинение по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»
- Иван Иванович Шишкин
- Сочинение по картине И. И. Шишкина «Рожи
- Сочинение по картине И. И. Шишкина «Лесные дали»
- Сочинение по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща»
Речевые клише и слова-помощники для написания сочинения по картине
Речевые клише для сочинения по картине — это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении.
Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли.
Подумайте, на чем художник заостряет внимание, что выделяет на картине и для чего он это делает. Если на картине есть герои, нужно описать их (поза, выражение лица, одежда, общий внешний вид, настроение и т.п.). Описывая то, что изображено на переднем плане, вы можете использовать фразы: слева от….виднеется….справа от….находится…..
- На переднем плане картины мы видим_____(что?)
- Путешествие в мир картины начинается с _______(чего?)
- На переднем плане картины художник изобразил _____(что?)
- На переднем плане художник выделил_____(что?) (каким-либо цветом (указать) и/или композиционно).
- Прямо перед нами изображены____(кто/что?)
Описывая то, что изображено на заднем плане, вы можете использовать фразы: слева от….виднеется….справа от….находится…..
- На заднем плане картины расположилось(используйте нужную форму) _______(что?/кто?)
- Задний план занимает_____(что?)
- Вдалеке открывается_____(что?)
Опишите цвета и оттенки цветов, которые использует художник. Какие это цвета – теплые или холодные? Почему автор выбирает те или иные краски? А возможно, художник противопоставляет какие-то цвета и оттенки?
- Изображая ____(что?) художник использует огромную гамму цветов и оттенков. (Далее подробно описать цветовую гамму картины)
- Поражают цвета на картине: ____(перечислить)
- На картине преобладают ______(какие?) цвета. Это делает картину____(какой?)
- Используя _____(какие) цвета и оттенки, художник добивается _______(какого?)настроения.
- Благодаря контрасту _______(каких?) цветов, мы понимаем идею художника ____(какую?)
- Художник недаром выбирает для своей картины _______(какие?) краски. Этим он решает показать нам _____(что?)
Опишите свои впечатления от картины.
- Когда я смотрю на картину ____(чью? + название), то вспоминаю____(что?)
- Любуясь картиной, я почувствовал ____(что?)
- Картина создает ____(какое?) настроение.
- От этого полотна веет _____(чем?)
- Художнику удалось гениально передать ____настроение.
Синонимы:
- художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист, баталист (художник, специализировавшийся на изображении войны), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), бытописатель (художник, автор произведений бытового жанра);
- создает, пишет, изображает, воспроизводит;
- картина, полотно, репродукция, холст…
Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картины:
- зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др.
Во вступлении необходимо обязательно указать жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и т.д.), ее название и художника. Также можно немного рассказать об истории картины и/или ее значении в жизни художника или в искусстве в целом. Если эта информация вам неизвестна, напишите о том, почему автор обратился к этой теме. Например: «Осень – прекрасная пора, «очей очарованье», вдохновившая не одного художника. Не остался равнодушен к этой теме и ….(ф.и.автора). А возможно, осень (лето, зима, весна) – любимое время года художника, поэтому он и решил изобразить ее на своем полотне?
- Перед нами картина замечательного художника_____(указать Ф.И. художника и название картины)
- На уроке русского языка мы познакомились с великолепной картиной ___________(указать Ф.И. художника и название картины)
- Картина (она) написана в жанре _______(указать жанр)
- Чтобы изобразить ______(что?) автор обращается к жанру______(указать жанр)
- Интересна история создания этого полотна (далее коротко рассказать об истории создания).
- В творческой биографии художника это произведение сыграло огромную роль (далее рассказать о роли картины).
- Тема картины – ______(указать) – привлекала многих художников, потому что_________(написать причину).
- Много произведений посвящено теме _________(указать тему), потому что _______(причина).
- На картине_____(Ф.И. автора) изобразил _____(что?)
- Что мы видим на картине? (Далее коротко передать сюжет картины).
- Интересен сюжет картины:______(далее коротко передать сюжет картины)
- Художник (Ф.И.) обращается к изображению ____(чего?)
Примеры сочинений по картине
План сочинения:
- Русский художник Крымов Н.П.
- Зима в изображении художника Крымова Н.П.
2.1. Особенности композиции пейзажа
2.2. Цвета, используемые художником для зимнего вечера
- Чувства и мысли, которые вызывает картина
Русский художник Николай Петрович Крымов известен тем, что писал очень красивые пейзажи. Его картины висят в Третьяковской галерее, в основном это произведения о зимних вечерах на природе. Картины Крымова очень правдивы и реалистичны. Картину «Зимний вечер» художник написал в начале двадцатого века.
На переднем плане картины изображена река, скованная льдом. Мы видим кустарник вдоль реки и стайку уток, пришедших в поисках полыньи. Добрые деревенские жители не оставят птичек голодными.
За речкой широкое поле в сугробах, сквозь которые проложена извилистая тропинка. По ней местные жители спешат по делам или домой. Перед постройками по узкой тропинке идут местные жители. К одному из домов примыкает амбар. К нему направляются два деревенских обоза, они спешат подвезти домашним животным сено.
Небольшие деревенские домики ютятся на заднем плане картины. В некоторых окошках уже зажгли свет. Домики под низкими заснеженными крышами кажутся очень уютными. В маленькой деревеньке есть своя церковь с колокольней, купола которой отражают зимнее солнце.
Художник показывает контраст зелено-бирюзового цвета неба и почти черного цвета густого леса, который окружает деревню. На картине показана величественность и красота русской природы. Рассмотрение этой картины вызывает восхищение настоящей зимней природой.
Можно предположить, что художник изобразил январь — снег белый и глубокий, лед на реке — голубой, а небо зеленоватое. Такой пейзаж мы обычно наблюдаем именно в январе. Краски картины холодные — художник таким образом передает январскую стужу. Мне его картина нравится.
В зимние каникулы рано утром я зашел в гости к своей подруге Миле. Открыв дверь в её комнату, я увидел, что Мила сидит в кресле и читает книгу. Рядом с креслом лежали забытые фигурные коньки Милы. Мила, высокая и худенькая девочка, в коричневых джинсах и белой футболке, полностью помещалась в уютном кресле. На её коленях лежала открытая книга, и Мила увлеклась чтением так, что даже не заметила меня.
Мне показалось удивительным то, что Мила не замечает ничего вокруг. Любопытно, что могло так заинтересовать Милу в этой книге. Я поздоровался с ней:
— Привет, Мила!
— А? Что? – тихо сказала она и посмотрела на меня непонимающим взглядом. Никогда не видел, что бы моя подруга настолько глубоко уходила в себя. Мила взглянула на меня, улыбнулась, отложила книгу и произнесла:
— Привет! Извини, я немного задумалась. Хорошо, что ты пришел.
— Интересно, о чём ты задумалась, что не замечаешь ничего вокруг.
— Я начала читать повесть Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». Родителями Бима были породистые шотландские сеттеры с отличной родословной, но щенок родился «бракованным». Правильный сеттер «должен быть обязательно чёрный, с блестящим синеватым отливом — цвета воронова крыла, и обязательно с чётко отграниченными яркими отметинами, рыже-красными подпалинами».
— А каким был Бим? – поинтересовался я.
— У Бима иссине-чёрными были только одно ухо и задняя нога, остальная шёрстка — мягкого желтовато-рыжего окраса, — пояснила Мила. — Окружённый любовью своего нового хозяина, Бим рос ласковым, доверчивым, воспитанным псом. Вдвоём с хозяином они коротали вечера за увлекательными занятиями, гуляли по лесу и охотились. Не имевший шансов стать признанным медалистом на собачьих выставках, Бим внутри оказался настоящим аристократом духа.
— Моя мама говорит, добро возвращается добром, зло – злом.
— Хозяина Бима отвезли в больницу, а Бим остался один в пустой квартире под присмотром старушки-соседки. Он остался ждать хозяина, не в силах понять, куда он пропал и почему не приходит. Мне очень хочется узнать, как Бим дождется своего хозяина, — сказала Мила.
— Давай вместе дочитаем повесть, — предложил я. Мила согласилась, и мы продолжили чтение.
План сочинения:
- Дружба собаки и человека.
- Описание композиции и сюжета картины «Друзья».
- Мое отношение к картине «Друзья».
1. Дружба собаки и человека
Собака — верный друг и преданный помощник человека. Она доказала это на протяжении многих тысячелетий и ежечасно доказывает это по сей день. «Пес — это единственное существо на Земле, которое любит тебя больше, чем себя», говорил писатель Джош Биллингс.
2. Описание композиции и сюжета картины «Друзья»
Рассмотрим, как русский художник Е.В.Широков передал дружбу человека и собаки в своей картине «Друзья».
Герои картины ‒ мальчик и его пес расположились на мягком теплом пледе. Собака лежит, опустив голову на передние лапы. Наверное, наигралась, устала, а возможно пришла домой с мороза и греется в теплом местечке. Скрестив ноги, мальчик сидит рядом с собакой и ласково гладит своего питомца. Собаки часто так делают, лежат и мечтают, а окружающим кажется, что они грустят. Спокойное настроение собаки передалось и мальчику.
У нас тоже есть большая черная блестящая собака — лабрадор Шанита. Она тоже любит так полежать, прижавшись к нам. Мы для нее – всё. Мы не просто дружим с Шанитой, мы любим ее, она член нашей семьи. Также и на картине «Друзья» мальчик и собака вместе живут и любят друг друга, иначе бы собака не лежала так спокойно.
3. Мое отношение к картине «Друзья»
Картина «Друзья» помогает понять, что такое дружба. Собака всегда была символом настоящего преданного друга, который не ищет выгоду и для которого не существует границ. Что для меня значит собака? Словами этого не передать. Когда даришь любовь, она возвращается к тебе десятикратно.
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
Перед нами картина В.М. Васнецова «Снегурочка». Художник изобразил зимнюю ночь в темном лесу.
На переднем плане репродукции раскинулись пушистые молодые елочки. В центре картины на заснеженной поляне красуется Снегурочка. У нее нарядная шубка, шапка с пушистой опушкой и теплые варежки. Звезды, как алмазы, сверкают на фоне угольно-черного неба. На заднем плане картины виднеется одинокая тонкая березка. Вдали мерцают огоньки-светлячки деревеньки. Луна окрасила снег в таинственный голубой цвет.
Мне эта картина очень понравилась, потому что глядя на нее, восхищаешься красотой зимы. Жемчужно-серебристый наряд Снегурочки и сверкающие комья снега вызывают праздничное настроение.