Сочинение по картине
Рассказываем, как писать сочинение по картине в 1-11 классах школы. Описываем этапы написания. Представляем план и готовые клише.
Что такое сочинение по картине?
Особенности сочинения по картине
Сочинение по картине – это сочинение-описание.
Сочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося.
Помни! При написании сочинения:
- Сочинение по картине- это сочинение описание
- У сочинения должна быть своя определенная идея
- Излагайте материал по плану, это поможет не потерять логику изложения
- Точно и ясно выражайте свои мысли литературным языком
- Работайте с черновиком: исправляйте, переделывайте, улучшайте
- Будьте внимательны, переписывая на чистовик
План сочинения по картине
План сочинения по картине выглядит примерно также, только в основной части необходимо отдельно рассказать про особенности изображения:
- Введение;
- Основная часть (передний план, задний план, центр рассматриваемой картины, техника изображения);
- Заключение.
Как писать сочинение по картине?
Этапы написания сочинения по картине в 1-4 классах
- Знакомство с картиной и художником.
- Определение жанра картины (пейзаж, натюрморт, портрет).
- Составление устного рассказа о картине.
- Рассмотрение деталей картины.
- Разговор о цветовой гамме картины.
- Ученик начальных классов способен различать общий тон, обозначить большинство оттенков цвета как тёмные или светлые, тёплые или холодные.
- Важно почувствовать гармонию тонов, увидеть глубину и контрасты в картине.
- Порой больше говорят о замысле художника именно контрасты, а не композиция картины и не её цветовая гамма.
- Формулировка собственного отношения к увиденному.
- Пусть ребёнок озвучит, что его впечатлило, больше всего заинтересовало на полотне.
- Какое настроение вызвало увиденное? Захотелось ли ему получше рассмотреть другие работы автора.
- Задумался ли ученик, почему именно так изобразил живописец природу или человека? Что он хотел поведать, чем предложил восхититься, о чём поразмышлять?
- Ответы на эти вопросы помогут ребёнку объяснить замысел автора и оформить своё мнение о картине. Пришло время составить план и пункт за пунктом изложить всё, над чем вы потрудились в предварительной работе.
Этапы написания сочинения по картине в 5-11 классах
Этапы написания сочинения по картине в 5, 6, 7 классах
- Рассмотрение картина и составление общего впечатления от неё.
- Определение жанра картины, композиции и на то, что изображено.
- Ответы на вопрос, почему, по вашему мнению, художник назвал её именно так.
- Поиск информации о том, в какое время написана картина.
- Какие события в истории страны и в обществе происходили в момент создания полотна. Отразились ли происходящее в творчестве художника?
- Необходимо также узнать об истории создания картины.
- Описание того, что представлено на картине.
- Как расположены на картине предметы, люди или животные? Описание того, что изображено на первом плане, есть ли особо выделенные, одиночные предметы? Какую роль они играют в композиции картины, в замысле художника, как влияют на общее настроение полотна.
- На каком фоне изображены раскрывающие замысел автора предметы? Ответьте на вопросы, какую роль играет освещение на картине, какой цвет преобладает и как он влияет на общее настроение картины. Есть ли противопоставление светлого тёмному, яркого тусклому?
- Какое время дня, года изображено, если это пейзаж?
- Но, если это люди или одиночный портрет, необходимо описать внешность, одежду, предположения о характере изображённого. Опишите главные предметы и «говорящие» детали. Как, на ваш взгляд, они помогают понять замысел картины?
- Высказывание собственного мнения о картине, своего отношения к изображённому, к общему замыслу автора.
- Как отозвалось изображённое в вашей душе, какие воспоминания или чувства родились у вас при знакомстве с работой художника?
Этапы написания сочинения по картине в 8, 9, 10, 11 классах
- Знакомство с биографией и творчеством художника.
- В каких стилях он писал свои работы, к какой школе живописи принадлежал, у каких мастеров учился.
- Как эпоха, в которую творил данный автор, отразилась на его творчестве и непосредственно на предложенной к описанию картине. Почему художник дал ей такое название?
- Какое слово в названии, по вашему мнению, главное?
- Отражает ли название идею картины? К какому жанру вы относите эту картину и почему?
- Анализ картины.
- Определение её композиционного центра. Разберите изображения переднего плана, подумайте над смысловой нагрузкой фона.
- Назовите используемые автором изобразительно-выразительные средства. Как они влияют на общий замысел картины и её настроение?
- Какое время суток изображено? Может, это переходящий момент солнечного дня в сумерки вечера. Или художник ухватил момент превращения утренней зари в жаркий день.
- Поразмышляйте о красоте и ценности изброжённого момента, а также о композиции картины, световой нагрузке, цветовой гамме и других средствах выразительности.
- Определите их роль в передаче основной мысли художника, в выражении авторской позиции.
- Рассмотрение мелких деталей, особенно там, где речь идёт о портрете или интерьере.
- Что с помощью их говорит автор? Какова смысловая нагрузка деталей? Как они подчёркивают замысел картины?
- Если это пейзаж, то задумайтесь, ощущается ли в нём присутствие человека. Если да, то как автор сумел передать это?
- Если это интерьер, то почему именно в такую обстановку поместил живописец своих героев?
- Анализ цветовой гаммы картины.
- Объясните, какие цвета использовал мастер и почему. Какие тона преобладают и какое настроение они создают на полотне?
- Чувствуется ли в картине обилие воздуха, света? Или же мы поёживаемся от колючих ноток холода и безжалостных порывов ветра?
- Присутствует ли в работе мастера цветовой контраст? Какую смысловую нагрузку он несёт?
- Высказывание своего отношения к картине.
- Подумайте, чем она вам понравилась, о чем заставила задуматься, какое настроение создала.
- Определите главную мысль картины.
- Понравился ли вам авторский замысел?
- Сделайте вывод после размышлений. Что вам рассказывает картина о человеческих чувствах, о жизни в те или иные времена, о вере человека в Бога, о судьбе страны? Какие вечные темы затрагивает автор.
- Что нового вы узнали, что показалось интересным, как повлияла на вас картина и в чём вы ведете ее силу?
Речевые клише и слова-помощники для написания сочинения по картине
Речевые клише для сочинения по картине — это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении.
Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли.