Сочинение по литературе
Рассказываем, как написать сочинение по литературе. Приводим алгоритм написания сочинения по литературе. Клише для сочинения по литературе.
Суть сочинения по литературе
Сочинение по литературе — вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение собственных мыслей по заданной теме по литературному произведению.
Структура сочинения по литературе:
- Введение. Тезис
-
- Во вступлении формулируется основной тезис, который потом раскрывается в основной части сочинения. Тезис — (положение, утверждение). Утверждение, подлежащее (требующее) доказательств, аргументации.
- Начало сочинения по литературе подготавливает к анализа литературного произведения, который будет помещен во второй части.
- Важно сформулировать цель сочинения (проблему). В зависимости от темы, во вступлении может быть охарактеризована эпоха, история создания произведения, особенности творчества писателя.
- Основная часть
-
- В этой части, как предполагается, следует полное и разностороннее раскрытие и доказательство тезиса, заявленного во вступлении. Аргументы. Во второй части может быть несколько пунктов и подпунктов. Основная часть – это содержание вашего сочинения
- Заключение
-
- В заключении необходимо сделать общий вывод, к которому привели рассуждения из основной части. Умение обобщить свои мысли, сделать правильный вывод очень важно при работе над заключением сочинения. Заключение должно быть кратким.
Как написать сочинение по литературе?
Подготовка к написанию сочинения
Внимательно прочитайте произведение. Изучите структурные компоненты произведения:
- Время и место действия — опишите окружающую обстановку.
- Сюжет — события, которые происходят в тексте.
- Персонажи — мотивация и глубина каждого персонажа, как он меняется или не меняется в связи с событиями сюжета. Персонажами могут быть люди, предметы и даже идеи (особенно в поэзии).
- Конфликт — сопротивление, с которым сталкивается главный герой, кульминация и решение.
- Темы — наблюдения повествователя за человеческой природой.
- Точка зрения — образ мыслей персонажа (любопытство, снисходительное отношение). Иногда является способом повествования (от первого или от третьего лица).
- Тон — грустное, радостное, гневное, безразличное настроение текста.
- Символы — предметы, люди и места, которые постоянно повторяются в сюжете и представляют собой иную абстрактную идею.
Обдумайте буквальное значение. Когда дочитаете произведение, проанализируйте поступки всех персонажей и последствия таких поступков для сюжета. Разберитесь во всех событиях книги и попытайтесь понять, какие выводы делает автор о человеческой природе посредством своих персонажей и их поступков.
Алгоритм написания сочинения по литературе
- Сформулируйте тезис. Выберите один урок, который могут извлечь читатели из произведения, и составьте на его основе свой тезис. Тезис — это одно предложение, в котором выдвигается одно утверждение о книге, которое можно подтвердить доказательствами из текста вроде прямых цитат из произведения.
- Найдите в книге доказательства своего тезиса. Снова изучите свою наглядную схему и отыщите события, которые подтвердят ваше утверждение.
- Составьте план. Составьте план на основе своего тезиса, чтобы написать грамотное сочинение. В плане используйте римские цифры для каждого абзаца и арабские цифры для подпунктов.
- Напишите сочинение. Если у вас есть подробный план, то написать сочинение весьма несложно. Должно быть не меньше пяти абзацев. Тезис нужно разместить в конце первого абзаца, а во всех остальных абзацах следует приводить один-два примера из текста. Правильно вводите цитаты, после чего поясняйте каждую цитату или пример в основных абзацах. Рассмотрите цитаты. В работе должны присутствовать цитаты из первоисточника (литературного произведения) и вторичных источников (статьи и разделы) в поддержку ваших утверждений.
Клише для сочинения по литературе
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
- В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
- Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
- Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
- Обратимся к произведениям художественной литературы
- За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
- Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
- Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)
Обращение к произведению
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
- Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
- Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
- Вспомним героя повести… (автор, название).
- Обратимся к роману… (автор, название).
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента:
- Автор повествует о…
- Автор описывает…
- Поэт показывает…
- Писатель размышляет о…
- Писатель обращает наше внимание…
- Писатель заостряет наше внимание на …
- Он акцентирует внимание читателя на…
- Этот поступок героя говорит о …
- Мы видим, что герой поступил так потому…
- Автор показывает, к каким последствиям привело…
- Этому герою/поступку автор противопоставляет…
- Писатель осуждает…
- Он ставит нам в пример…
- Автор подчеркивает…
- Автор утверждает…
Промежуточный вывод:
- Писатель считает, что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
- Мы можем прийти к выводу…
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Невольно напрашивается вывод…
- Таким образом, мы приходим к выводу: …
- Итак, можно сделать вывод, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
- Хочется верить, что…
- Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
- Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
- (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
- К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
Примеры сочинений по литературе
Главными героями повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» являются сыновья Тараса — Остап и Андрий. Николай Васильевич так описывал братьев: «Два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица из были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва». Отец, Тарас Бульба, гордится сыновьями, но воспитывает их в суровости, строгости. А братья-герои сильно отличаются друг от друга.
Андрий охотно учился в семинарии, был послушным учеником, ценил красоту. Однако была у него одна особенность – он любил уходить от ответственности. При малейшей возможности избежать наказания Андрий пользовался ею. Андрий — это пылкая, страстная натура. Он привык жить чувствами, порывами и страстями, что привело его на сторону врага. Андрий полюбил молодую полячку, но она была врагом. В результате чувства победили над разумом – и молодой влюбленный уже воевал на стороне врагов.
У Остапа характер был суров, он не прощал оскорблений. Остап долгое время не хотел учиться грамоте, а все рвался воевать. Ему казалось, что настоящая жизнь казака протекает в боях и пирах, а не в посиделках. Только после угрозы отца Остап стал учиться. Остап – рассудительный, прагматичный человек, который привык рассчитывать только на себя. Он знал, что ему нужно от жизни. Для него не существовало чувств и романтики, а единственная любовь, которая жила в его сердце – это любовь к Родине.
На Сечи братья были совершенно разными. Остап в битве был спокоен, расчетлив, хладнокровен, предусмотрителен, умел рассчитать грозившую ему опасность Андрий же с головой бросался в драку, забывая обо всем. Он наслаждался битвой, без страха несся в самое пекло. Тарас Бульба как никогда гордился своими сыновьями. Но можно считать, что надежды Тараса на сыновей не оправдались. Отец мечтал, что старший сын Остап будет «добрым полковником», а младший — Андрий — «добрым воякою». Однако этим словам не суждено было сбыться.
Гоголь с большой любовью описывает и Остапа, и Андрия. Его повесть описывает героизм соотечественников. Андрий ради своих чувства не побоялся отказаться от своей веры, семьи и пошел против отчизны. Остап вызывает уважение своей преданностью к общему делу, непоколебимой верой и стойкостью. Герои «Тараса Бульбы» воспринимаются как былинные богатыри: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу».
Введение
В основе романа «Дубровский» Пушкиным был положен случай, характерный для взаимоотношений между помещиками начала 19 века. Чем влиятельнее был помещик, тем сильнее он способен был притеснить более слабого, бедного своего соседа. В центре повествования находятся два помещика — Троекуров и Дубровский.
1. Властолюбивый помещик Троекуров Кирила Петрович
Кирилл Петрович Троекуров (или Кирила Петрович) это богатый, властолюбивый, высокомерный и вспыльчивый самодур-помещик. Кирила Петрович постоянно окружает себя многочисленными гостями, которым он демонстрирует свое богатое имение, псарню и которых шокирует сумасшедшими забавами: «…Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава…». Это своенравный, самолюбивый, тщеславный, избалованный и извращенный человек: «…Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные…».
Но в его душе присутствуют задатки благородства, великодушного отношения к людям. Он искренне уважает и любит своего бедного старого товарища — Дубровского, даже намеревается выдать свою дочь Марию замуж за сына Дубровского — Владимира. Но великодушие быстро сменилось на гнев, когда Дубровский пошел наперекор Кириле Петровичу.
2. Гордый помещик Дубровский Андрей Гаврилович
Андрей Дубровский — это обедневший помещик, вдовец, отставной поручик гвардии. Живет он весьма скромно, но это не мешает ему поддерживать добрососедские отношения с Кирилой Петровичем Троекуровым.
Дубровский не любит поддакивать, льстить и лицемерить. Он прямой и честный человек: «…удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина…».
Дубровский славился нетерпеливостью и решительностью характера: «…Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера…». Это был помещик с достоинством: «…я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю – потому что я не шут, а старинный дворянин…».
Крестьяне Дубровского любят его за хорошее обращение: «…Церковь полна была кистеневскими крестьянами, пришедшими отдать последнее поклонение господину своему…».
3. Война двух помещиков
Кто виноват в ссоре помещиков? Троекуров властолюбив, а Дубровский решителен и нетерпелив.
Троекуров, неправильно повел себя, не только позволив псарю оскорбить Андрея Гавриловича, но и поддержав слова своего дворового громким смехом. Не прав он был и когда рассердился на требование соседа выдать Парамошку для наказания. Однако и Дубровский виноват. Он прутьями проучил пойманных покровских мужиков, ворующих у него лес, и отобрал у них лошадей.
В результате ссоры самодур Троекуров отбирает у Дубровских их имение Кистеневку. Он подкупает судей и выигрывает суд. В результате, старик Андрей Дубровский сходит с ума и умирает. А его сын, Владимир Дубровский, остается на улице и становится разбойником. Он не хотел стать нищим, несчастным, бесправным.
Заключение
На мой взгляд, причина трагедии героев – это затянувшийся конфликт между помещиками. Они были эгоистами, которые усугубляли ситуацию, а не искали решения этой проблемы.
Обрисовав конфликт между Троекуровым и Дубровским-старшим, А.С. Пушкин обличил жесткость и мстительность, показал цену горячности, остро поставил нравственные вопросы своего времени.
План сочинения:
- Главные герои рассказа.
- Настя.
- Митраша.
- Отношение автора к Насте и Митраше.
Главные герои рассказа
Главные герои сказки-были – Настя и Митраша удивительно чистые, добрые и трудолюбивые дети. Им рано пришлось ощутить на себе все тяготы одинокой сиротской жизни. Детям некогда было играть, на их плечи легла забота о большом хозяйстве.
Настя
Автор называет Настю ласково «золотая курочка» — этим он подчёркивает, что Настя красивая и добрая девочка.
Двенадцатилетняя Настя, как и её мама вставала каждый день очень рано, готовила обед, убиралась в доме и кормила скот – хлопотала по хозяйству с утра до ночи. Девочке трудно справляться с хозяйством, но ей это всё же удаётся.
Настя ведет себя подобно своей матери: не спорит с Митрашей, улыбается. В свою очередь, её брат «начинает злиться и хорохориться». Настя сначала поддразнивает его, потом ласково гладит по затылку. Их маленькая ссора заканчивается примирением и дружной работой.
Настя рассудительная и потому пошла по широкой, плотной тропе. Она набрела на полянку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Девочка «мучилась про себя за свою жадность». И в этом поступке — победа Насти над собой. Ведь победить самого себя может только человек с очень сильной волей.
Митраша
Митраша ещё маленький десятилетний мальчик. Он был коротенький, но очень плотного телосложения. Митраша был упрямый и сильный. В школе учителя его называли между собой «мужичок в мешочке».
Митраша очень внимательно слушал отца. Он любил подражать ему. Мальчик выучился у своего отца делать деревянную посуду, колоть дрова. Он помогал во всём своей сестре.
Митраша был очень смелый: когда они с сестрой пошли в лес за клюквой и подошли к большому плоскому камню, он выбрал дорогу, которую показывал компас, хотя она была опасная и неприметная. Он не послушал сестру. Именно смекалка помогла мальчику спастись: попав в Слепую елань, он смог подозвать собаку, и она спасла его. Митраша был добрый — Травка почувствовала в нём Антипыча и полюбила его.
Отношение автора к Насте и Митраше
Автор очень хорошо относится к своим героям, в том числе и к Митраше. Пришвин называет его «Мужичок-в-мешочке», детей – «умненькие детки, любимцы», «их чистенькие носики».