Письмо
Рассказываем, как написать письмо. Раскрываем этапы написания письма. Приводим образец письма и критерии оценки.
Письмо и его структура
Что такое письмо?
Что такое письмо и кому его можно написать письмо? Например, письмо солдату, письмо классу, письмо Деду Морозу, письмо маме, письмо президенту, письмо любимому, письмо другу.
Давайте разберемся, как написать письмо.
Письмо́ (сообщéние). Письмом является — написанный в компактной форме на бумаге или других материалах текст. Также письмо является важной перепиской между двумя и более адресатами.
Помни! • Постарайтесь не загружать письмо лишней информацией, особенно если это деловое письмо. • Письма приходят на помощь, когда нужно выразить признательность, сочувствие, симпатию и еще множество других эмоций. • Постарайтесь сфокусировать письмо на том, что будет интересно получателю.
Структура письма
Чтобы правильно выполнить задание, в котором дано составить письмо другу, нужно строить письмо по определенному плану:
- Приветствие.
- Раскрытие темы и основной мысли письма.
- Прощание.
Как написать письмо?
Этапы написания письма
Перечислим основные этапы написания письма:
- Подумайте, насколько формальным должно быть письмо. Это определяется отношениями с получателем письма.
- Начните с приветствия. Тип приветствия определяется тем, в каких вы отношениях с получателем письма, а также, собственно, формальностью письма. Вот несколько возможных вариантов:
-
- Если вы пишите формальное письмо неизвестному адресату, то можно начать со слов «К сведению всех заинтересованных лиц», с двоеточием после «лиц».
- Если адресат по-прежнему неизвестен, но вы точно уверены, что это он (или она), то вариантов уже больше. «Уважаемые господа», «уважаемые дамы», «дамы и господа». Впрочем, будьте аккуратны с такими приветствиями — вы же никого не хотите обидеть, верно?
- Если вы пишите формальное письмо и вы знаете, кому вы его пишите, то можно начать со слова «Дорогой/ая #». Впрочем, если вам кажется, что это как-то слишком не по-деловому, то можно использовать слово «Уважаемый/ая #».
- Если вы пишите полуформальное письмо, то сгодятся такие варианты, как «Привет» или «Дорогой/ая».
- Если же письмо совсем не формальное, то вариантов и вовсе куда больше. Тут и «привет», тут и «здорово», тут и «здравствуй» и так далее.
- Укажите имя получателя после приветствия.
-
- В формальном письме используйте т.н. титул учтивости (г-н, г-жа) или должность/звание, после чего напишите фамилию получателя.
- Если письмо полуформальное, то вам придется решить, обращаться ли к получателю по имени или же нет. Безопаснее всего, если вы не уверены, обойтись титулом учтивости.
- В случае неформального письма, в свою очередь, предполагается, что вам можно обращаться к получателю по имени. За исключением, разумеется, писем к родственникам, которые старше вас. Тогда следует писать что-то вроде, к примеру, «Здравствуй, бабушка #» или «Привет, дядюшка #».
- Начните само письмо. Отступите две строки от приветствия.
-
- Если вы пишете личное письмо, что начнете с вопроса о делах, здоровье и всем таком.Вариантов много, от формальных до не очень, так что выбирайте на свой вкус.
- Если же вы пишете деловое письмо, то переходите прямо к делу. Время — деньги, а тратить время получателя вы не хотите, ведь так?
- Подумайте, о чем нужно написать.
-
- Основная цель письма — общение, коммуникация, обмен информацией. Поэтому спросите себя — какую информацию должен узнать из письма получатель, о чем нужно ему рассказать. О новых ценах про товары? О том, что вы скучаете о нем? О том, что благодарите за подарок на день рождения? Какой бы тема ни была, помните о задаче письма: обмен информацией.
- Правильно завершите письмо. Таким образом, вы сможете прилично попрощаться с получателем письма. Отступите две строки от последнего абзаца и напишите подходящее выражение вежливости, которым оканчивают письма.
-
- Для формальных писем подойдут такие варианты, как «С уважением» или «С наилучшими пожеланиями».
- Для полуформальных писем подойдут более короткие версии формальных формул вежливости.
- Для неформальных писем сгодятся такие формулы вежливости, как «С любовью», «Твоя/ая» и так далее.
- Если есть желание, то в формальных письмах можно использовать старомодные формулы вежливости (или же если вы пишите письмо близкому другу, который сумеет оценить). Для этого вставьте формулу в последнее предложение. Затем, отступив две строки, напишите что-то вроде «Искренне ваш/ваша/твой/твоя». Тут можно проявить немного креативности и создать действительно уникальную концовку письма.
- Подпишитесь. То, какой должна быть подпись, определяется самим письмом.
-
- Формальное напечатанное письмо: оставьте четыре строки между формулой вежливости и вашим напечатанным именем, и распишитесь между ними от руки черными или синими чернилами.
- В формальном письме можно подписываться, используя тот или иной титул учтивости.
- Полуформальное письмо: вы можете подписаться именем, можете — полным именем и фамилией. Кроме того, вы можете напечатать и подписать ваше письмо, или просто подписать его.
Образец письма
Оценивание письма
Письмо оценивается по четырем критериям:
- решение коммуникативной задачи,
- организация текста,
- лексико-грамматическое оформление высказывания,
- орфография и пунктуация.
Письмо оценивается высоким баллом, если:
- даны полные и точные ответы на три заданных в письме-стимуле вопроса;
- правильно выбрано стилевое оформление речи с учетом цели высказывания и адресата (обращение, завершающая фраза, подпись);
- соблюдены принятые в языке нормы вежливости (в частности, есть благодарность за полученное письмо, упоминание о предыдущих контактах, выражена надежда на будущие контакты).