Сочинение рассуждение на ЕГЭ

Рассказываем, как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ. Раскрываем этапы работы над сочинением-рассуждением и критерии оценки.

Сочинение -рассуждение на ЕГЭ и его структура

Суть сочинения -рассуждение на ЕГЭ

Сочинение-рассуждение – это словесное изложение, разъяснение какой-либо мысли с целью выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть чью-то мысль.

Сочинение-рассуждение на ЕГЭ пишется на морально-этическую тему с опорой на предложенный текст, причём сочинение-рассуждение может основываться как на общей идее текста, так и на размышлениях о каком-либо понятии, о каких-либо человеческих ценностях, свойствах или качествах.

Люди хотят быть счастливыми — это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3)(3амечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.)

(4)Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет — по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.

(9)Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». (11)Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом…» (12)И ещё — «вникай сам».

(13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.

(14)Сёстры спрашивали: «Розов, что ты такой веселый?» (15)А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». (16) Дух мой был здоров.

(17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас».

(18)Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19) Но не самую важную.

(20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе — беда.

(По В. Розову)

 

(1)Глубокая зимняя ночь. (2)Метель. (3)В доме — ни огня. (4)Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна; ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.

(5)Никто не спит. (6)Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. (7)Прислушиваются, вздыхают…

(8)Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. (9)Прозвучал и замолк…

(10)И ещё раз… (11)И ещё…

— (12)Точно зовёт кто-то, — тревожно шепчет мужчина. (13)Никто ему не отвечает.

— (14)Вот опять… (15)Слышишь?.. (16)Как будто человек…

— (17)Спи, — сурово говорит женщина. — (18)Никого там нет.

— (19)Страшно ночью в лесу…

— (20)Это только ветер. (21)Ты разбудишь ребёнка…

(22)Но дитя вдруг подымает голову.

— (23)Я слышу, я слышу. (24)Он кричит: «Спасите!»

(25)И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся вопль, протяжный и отчаянный:

— (26)Спа-си-те!

— (27)Мама! (28)Может быть, на него напали разбойники?.. (29)Может быть…

— (30)Не болтай глупостей, — сердито прерывает мать. — (31)Это голодный волк воет в лесу. (32)Вот он тебя съест, если не будешь спать.

— (33)Спасите!

— (34)Жалко живую душу, — говорит муж. —

(35)Если бы не испортилось моё ружьё, я пошёл бы…

— (36)Лежи, дурак… (37)Не наше дело…

(38)В темноте шлёпают туфли… (39)Старческий кашель… (40) Пришёл из соседней комнаты дедушка.

(41)Он брюзжит злобно:

— (42)Что вы тут бормочете? (43)Спать не даёте никому. (44)Какой такой человек в лесу? (45)Кто в эту погоду по лесам ходит? (46)Все дома сидят. (47)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки… (48)А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.

(49)Это голос чёрствого благоразумия.

(50)Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:

— (51)Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. (52)Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. (53)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (54)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая…

— (55)Спа-си-те!

(56)Молчание…

(По А. И. Куприну)

 

(1)Обыватель — явление всемирное. (2)Оно встречается во всех классах и нациях. (3)Английский герцог может быть столь же вульгарным, как американский пастор или французский бюрократ. (4)Рабочий или шахтёр нередко оказываются такими же откровенными буржуа, как банковский служащий или голливудская звезда.

(5)Истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей; кроме них, у него ничего нет.

(6)Истинный обыватель, с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть, разрывается между стремлением поступать как все и приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, и страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу. (7)Соседство с главой компании и европейским аристократом может вскружить ему голову. (8)Богатство и титул приводят его в восторг.

(9)Истинный обыватель не отличает одного автора от другого; читает он мало и всегда с определённой целью, но может вступить в общество библиофилов и смаковать прелестные книги: винегрет из Симоны де Бовуар, Достоевского, Сомерсета Моэма, «Доктора Живаго» и мастеров эпохи Возрождения. (10)Его не очень интересует живопись, но престижа ради он охотно повесит в гостиной репродукции Ван Гога, втайне предпочитая ему другого художника.

(11)В своей приверженности к утилитарным, материальным ценностям он легко превращается в жертву рекламного бизнеса. (12)А реклама всегда играет на обывательской гордости обладания вещью, будь то комплект нижнего белья или набор столового серебра. (13)Я имею в виду определённый тип рекламы.

(14)Глубочайшая пошлость, источаемая рекламой, не в том, что она придаёт блеск полезной вещи, но в самом предположении, что человеческое счастье можно купить и что покупка эта в какой-то мере возвеличивает покупателя.

(15)Конечно, сотворённый в рекламе мир сам по себе безвреден — каждый знает, что сотворён он продавцом, которому всегда подыгрывает покупатель.

(16)Самое забавное не в том, что здесь не осталось ничего духовного, кроме экстатических улыбок людей, поглощающих божественные хлопья, не в том, что игра чувств ведётся по законам буржуазного общества.

(17)Нет, самое забавное, что это — теневой, иллюзорный мир, и в его реальное существование втайне не верят ни продавцы, ни покупатели.

(18)У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольного величественного обывателя — пошлость. (19)Это главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. (20)Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. (21)Всё подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым. (22)Я утверждаю, что простой, не тронутый цивилизацией человек редко бывает пошляком, поскольку пошлость предполагает внешнюю сторону, фасад, внешний лоск.

(23)В прежние времена Гоголь, Толстой, Чехов в своих поисках простоты и истины великолепно изобличали вульгарность, так же как показное глубокомыслие. (24)Но пошляки есть всюду, в любой стране — и в Америке, и в Европе. (25)И всё же в Европе их больше, несмотря на старания американской рекламы.

(По В. В. Набокову)

Структура сочинения-рассуждения на ЕГЭ

Сочинение-рассуждение состоит из следующих частей:

  1. Вступление — это выдвигаемый вами тезис.
  2. Основная часть — это ваши рассуждения и доказательства (аргументы), иллюстративные примеры и факты, подтверждающие выдвинутое вами положение. Основная часть также может представлять собой несколько абзацев:
  • ваши рассуждения;
  • 1-й аргумент с примером;
  • 2-й аргумент с примером.
  1. Заключение — это подведение итогов или вывод.

Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ?

Этапы написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ

Написание вступления сочинения-рассуждения

  • Вступления-тезис — та мысли, которую вам предстоит доказать. Именно в тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного слова, словосочетания или фрагмента.
  • Может содержать вопросы, которые стоит затронуть перед раскрытием темы в основной части. В ней следует чётко обозначить и прочертить границы темы, ограничить круг понятий, заключённых в основном тезисе и требующих дополнительных разъяснений.
  • Сформулируйте проблемы и вопросы, на которые можно ответить в рамках темы, выберите при этом те, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте этот выбор. Используйте вопросительные предложения, которые кроме того, что служат собственно вопросом, являются своего рода размышлением, могут подчёркивать нужную мысль, выражать предположение, являются эмоциональным откликом на ситуацию.
  • Если нужно, дайте необходимые определения, это будет говорить о том, что вы понимаете то, о чём пишете.
  • Во вступлении можно обозначить своё собственное мнение по данной проблеме, выдвинуть тезис, завязать полемику с оппонентом, которого вы мысленно представляете перед собой, привести необходимые доводы.
  • В этой части можно рассказать о причинах обращения именно к этой проблеме, сформулировать цель своего сочинения-рассуждения, показать значение рассматриваемой темы, определить ведущие направления предстоящего анализа, задать необходимую тональность и стиль повествования. В дальнейшем это поможет вам логично и последовательно перейти к характеристике самой темы.
  • Вступление может состоять из 1–2-х предложений. Однако вполне допустимо и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае следует учитывать, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
  • Употребление вводных слов подчеркнёт вашу индивидуальность и личное отношение к тезису: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т. д.

Написание основной части сочинения-рассуждения

  • Основная часть сочинения-рассуждения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
  • В основной части нет необходимости пересказывать текст. Не стоит излагать сведения, которые не имеют непосредственного отношения к рассматриваемой проблеме. Имейте в виду, что вам необходимо продемонстрировать умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли по данной теме.
  • Но главное — в основной части необходимо доказать справедливость вашего тезиса.
  • Этапы работы над основной частью сочинения-рассуждения:
  • Внимательно перечитайте текст и найдите в нём те слова или выражения, которые характеризуют поставленную в нём проблему, по которой следует писать сочинение-рассуждение.
  • Выясните, о чём текст, то есть своими словами сформулируйте его тему, идею (она, как правило, заключается именно в предложенном тексте). Подумайте, чем с вами хочет поделиться автор. Затем запишите свои мысли в черновик.
  • Укажите фрагменты текста, подтверждающие, по вашему мнению, эту идею. Основную мысль этих эпизодов переформулируйте по-своему, своими словами и запишите в черновик. Имейте в виду, что это должен быть не пересказ, а ваше собственное рассуждение, сделанное на основе анализа предложенного текста. Следует переформулировать проблему иными словами, изложить её не так, как это сделано в тексте в первом абзаце.

Написание заключения сочинения-рассуждения

  • Заключение, как и вступление, по объёму не может превышать основной части сочинения-рассуждения. Заключение — это подведение итогов, обобщение всего, о чём было сказано ранее. Это завершение работы или вывод, который сам по себе должен быть коротким, но ёмким с содержательной точки зрения. Его следует логически связать с предыдущим изложением, оно не должно противоречить по смыслу изначально выдвинутому тезису и вашим аргументам.
  • В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств.

Использование речевых клише для написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ

Сочинение должно характеризоваться разнообразием грамматического строя речи, следует использовать в нём обособленные члены предложения, вводные слова, цитирование, ряды однородных членов предложения, сложноподчинённые члены предложения, риторические вопросы. При этом логичность выражения мысли не должна быть нарушена. В этом вам могут помочь следующие речевые клише.

Речевые клише к сочинению-рассуждению

  • Все мы знаем, что…
  • Об этом написаны сотни книг и сняты сотни фильмов…
  • Об этом говорят и неискушённая в жизни молодёжь, и люди, умудрённые жизненным опытом…
  • Это, пожалуй, интересует каждого из нас, поэтому текст посвящён именно этой проблеме…
  • Об этом… знает каждый, кому дорого…
  • Об этом говорят нам на уроках…
  • Об этой проблеме пишут журналисты и писатели…
  • Это именно те проблемы, которые постоянно возникают перед нами в нашей повседневной жизни…
  • Казалось бы, эти проблемы уже давно должны быть решены, но они опять встают на нашем пути…
  • Однако мы видим, что эти проблемы возникают вновь и вновь, всё остаётся на прежнем уровне…
  • Причины этих проблем заключены в многочисленных формальностях и бюрократических препонах…
  • Эти вопросы издавна волновали людей. Об этом автор размышляет в тексте…
  • …Вопросы эти, на первый взгляд, кажутся банальными и не имеющими прямого отношения к делу…
  • Для некоторых людей эти проблемы не новы, они не стоят перед ними…
  • …Ответы на эти вопросы представляются автором сами собой разумеющимися…
  • Одни полагают, что… Другие настаивают на обратном…
  • Однако смысл текста намного шире, чем это нам порой представляется при поверхностном прочтении, ведь… Проблема, затронутая автором, касается каждого…
  • Почему это происходит? Кто во всём этом виноват?
  • Ответы на эти вопросы можно найти в тексте…
  • «…» — так начинается предложенный нам текст.
  • Уже в первом абзаце чётко выражена проблема, которую поднимает перед нами автор, — …
  • Об этом много говорили и писали…
  • Важность этой темы трудно переоценить…
  • Далеко не все люди понимают…
  • Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человечество, был вопрос, касающийся…
  • …Этот вопрос задаёт себе каждый, так как никто из нас не желает останавливаться на своём пути, довольствоваться достигнутым, каждый стремится найти своё место в жизни…
  • Как писал выдающийся…
  • В этих словах звучит…
  • Действительно, …
  • … Эти вопросы звучат в тексте … .
  • Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает никаких сомнений.
  • Люди часто задумывались над тем, как это можно исправить…
  • Каждый из нас когда-нибудь слышал об этом…
  • Давайте зададимся вопросом, а что мы вообще с вами знаем об этом?
  • Чаще всего наши знания об этом ограничиваются лишь общими представлениями…
  • …Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности…
  • Кто-то считает, что … . Кто-то полагает, что это всё напрасно и лишь…
  • «…», — в этих словах, по моему мнению, звучит основная мысль, которая заложена в тексте…
  • Давайте попробуем задуматься над смыслом этого текста (всем понятной фразы)…
  • Далее следует охарактеризовать сложность поставленных вопросов, раскрыть их суть…
  • Мы можем спросить об этом любого … и он утвердительно ответит на наш вопрос..
  • Мы видим, что это действительно так на самом деле, шила в мешке не утаишь…

  • В предложенном для анализа тексте автор поднимает (затрагивает) проблему…
  • В тексте представлена точка зрения автора на проблему…
  • В данном тексте автора волнует проблема…
  • Проблема, которую хотел нам показать автор, такова…
  • Автор поднимает тему …, довольно трудно воспринимаемую многими.
  • Раскрывая проблему, автор опровергает пословицу…
  • Полагаю, что одна из главных проблем, поставленная автором этого текста, следующая…
  • Данный текст посвящён теме (проблеме) …
  • В предложенном для анализа тексте автор касается следующей проблемы…
  • Автор, останавливаясь на важных моментах, говорит о том, что…
  • Проблема, которую поднимает автор, сводится к следующему…
  • Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
  • Автор заставил меня задуматься над проблемой…
  • Автор поднимает волнующую всех нас проблему…
  • Проблема, поднимаемая (поставленная) автором — это…
  • Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и автор…
  • Что же это такое…? (В чём заключается эта проблема…? Какую роль в жизни человека она играет?)
  • Эту важную проблему поднимает автор….

  • Проблема … никого не может оставить равнодушным, она в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Почему? А потому что…
  • Проблема, поднимаемая автором в этом тексте, заключается в том, что…
  • По моему мнению, в указанном фрагменте текста выражена главная мысль автора…
  • В тексте говорится о том, что…
  • Тема, затронутая автором, по-моему мнению, действительно важна сейчас, когда мы…
  • Проблема, затронутая автором текста, чрезвычайно актуальна, так как непосредственно касается…
  • В настоящее время происходит всплеск интереса к этой проблеме…
  • Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная) автором…, особенно актуальна (злободневна, существенна) в наши дни, так как затрагивает важные аспекты нашей жизни…
  • Автор рассуждает над поднятой им проблемой не отстранённо, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет…
  • В качестве примера, подтверждающего его точку зрения, автор приводит историю о том, что…
  • Автор текста обеспокоен тем, что…
  • Раскрывая проблему, автор описывает то, что произошло с ним когда-то…
  • Продолжая свою систему аргументов, автор рассказывает о…
  • Для чего автор делает это? Ответ на этот вопрос содержится в тексте в предложении …
  • Обратимся к тексту. По моему мнению, в предложенном тексте это подтверждается примерами…
  • Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление,
  • как …
  • Смысл слова (словосочетания, предложения, данного высказывания) заключается в том, что …
  • В тексте есть примеры того, что…
  • Пример этого можно найти в тексте…
  • Подтверждением этого могут быть следующее предложения…
  • В подтверждение собственных выводов приведу пример из предложенного текста, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление…
  • Рассуждая над этой проблемой, автор обращается…

  • В целом автор, без сомнения, прав: …
  • Позиция автора состоит в том, что…
  • В тексте автор говорит (повествует, описывает)…
  • Автор убеждён, что …, и эта уверенность небезосновательна.
  • Бесспорно мнение автора о том, что…
  • Автор текста приглашает нас поразмышлять над тем, что…
  • Автор размышляет (рассуждает, считает, пишет) о…
  • В небольшом по объёму тексте автор затрагивает важные проблемы…
  • Точка зрения автора, по-моему, выражена очень чётко и недвусмысленно. Она заключается в следующем: …
  • По мнению автора (с точки зрения автора, с позиции автора)…
  • Автор на наглядных примерах показывает, как, по его мнению, надо и как не надо поступать…
  • Автор настаивает на своём мнении, и эта его искренность и уверенность в своей правоте подкупает нас…
  • Позиция автора по этому вопросу такова:…
  • Автор действительно считает, что…
  • Ясно видно отношение автора к затронутой им проблеме…
  • Автор предлагает нам обсудить поставленную им проблему…
  • Автор стремится донести до нас мысль о том, что…
  • Автор убеждает в том, что…
  • Авторская позиция довольно чётко прослеживается в предложенном тексте…
  • В тексте звучит авторская мысль о том, что…
  • Автор выступает против негативного отношения к…
  • Позиция автора по этому вопросу такова, что…
  • Автор верно считает, что…
  • По всему видно, что автору это нравится…
  • Главная мысль состоит в том, что…
  • Хотя позиция автора не слишком явно выражена, логика текста убеждает нас в том, что…
  • Многие полагают, что этот так. Вот и автор хотел бы в это поверить, однако он не верит тому, что…
  • Автор встревожен существующим положением дел, он считает, что всё ещё можно исправить…
  • Автор постепенно приходит к выводу о том, что…
  • Автор размышляет о проблеме не столько филологической, сколько социальной. Подчёркивая её актуальность, использует такие синтаксические средства, как…
  • О сложных проблемах автор говорит доступным языком, используя при этом некоторые термины…
  • Факты, приведённые автором, говорят о том, что всем нам нужно задуматься о том, как …, о влиянии … на нашу жизнь…
  • Этот факт заставляет нас задуматься, так ли это необходимо, как кажется…
  • Автор затрагивает важные проблемы, он считает (утверждает), что…
  • Иллюстрируя сложившуюся ситуацию, автор использует в предложении … троп…
  • Задача автора — убедить читателей в том, что…
  • Докажем (покажем, продемонстрируем, подтвердим, проиллюстрируем) мысль автора на примерах…
  • В подтверждение этого обратимся к тексту…
  • Автор чётко определяет своё отношение к поднятой проблеме…
  • Автор подводит нас к мысли о том, что…
  • Именно данный тезис отражает авторскую позицию…
  • Всё это позволило автору выразить свою позицию…
  • В тексте звучит прямая авторская оценка происходящего…
  • Как раз это позволило автору выразить идею о том, что…
  • Вот что думает автор по поводу затронутой им проблемы…
  • Результатом авторских раздумий по данной проблеме является…
  • Автор стремится донести до нас идею о том, что…
  • Решая поставленную им проблему, автор приходит к такому выводу…
  • На мой взгляд, в этой фразе отражена идея всего текста…
  • Данная фраза предельно точно выражает позицию автора…
  • Такова основная идея (мысль) текста…
  • Позиция автора по этому вопросу бесспорна…
  • В тексте можно отметить высокую «плотность мысли»…
  • Автор говорит не только о …, но и о…
  • Такая смысловая ёмкость достигается посредством…
  • В тексте можно найти пример…
  • Автор размышляет над этой проблемой, неоднократно возвращаясь к ней…
  • В тексте исследуется данная проблема…
  • Автор поставил (затронул, поднял, проанализировал, изложил, рассмотрел, выдвинул, сформулировал) данную проблему…
  • Автор делится с нами своими размышлениями о том, что…
  • Автор прямо не формулирует свою основную мысль, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу…
  • Такая оригинальность постановки данной проблемы вызывает восхищение (радует, огорчает), потому что…
  • Автор ненавязчиво, без назидательности доказывает на примерах, что…
  • Это подтверждает вывод автора о том, что…
  • Содержание текста значительно шире, это приводит к мысли, что…
  • Говоря о …, автор подразумевает…
  • Проиллюстрировать авторскую позицию можно на примере предложения … из текста…
  • Ему удалось доходчиво рассказать о…
  • В тексте заявлена следующая авторская позиция…
  • Убеждённость автора в правдивости его доводов и оценок не может не вызывать симпатию, так как…
  • В этой фразе автор выражает свою основную мысль о том, что…
  • Автор приходит к неожиданному выводу…
  • Автор использует для этого следующие весьма доказательные аргументы…

  • Разберёмся (попробуем разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма…
  • Разделяю тревогу автора, хочу сказать, что…
  • Я согласен с точкой зрения автора предложенного текста…
  • Внимательно прочитав текст, я понял авторскую позицию, пришёл к заключению…
  • Невозможно не согласиться с мнением автора…
  • Раньше лично я считал, что такого быть не может…, а сейчас склоняюсь к противоположному мнению. В этом меня смог убедить автор текста.
  • Предложения из текста «…», по моему мнению, каждый воспринимает по-своему. На мой взгляд, речь идёт о том, что…
  • По моему мнению, в указанном предложении… выражена главная мысль автора …
  • Это высказывание я понимаю так…
  • Высказывание (афоризм, мысль, утверждение, суждение, мнение, изречение) справедливо (верно, неоспоримо, бесспорно, понятно), так как …
  • Я (полностью) согласен с мнением автора…
  • Не могу не согласиться с этим утверждением, потому что…
  • Я вынужден согласиться с этой точкой зрения…
  • Хочу верить, что это так и есть…
  • Я разделяю (поддерживаю) данное мнение…
  • Я думаю (полагаю, считаю)…
  • По моему мнению (я полагаю, на мой взгляд, мне кажется, я уверен, безусловно, бесспорно, разумеется, конечно), это подтверждает сам текст, так как…
  • Оказывается, так, как автор, думают не все. Я вдруг понял, что…
  • Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему…
  • Полагаю, мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что…
  • Полагаю, эта мысль автора заключается в том, что…
  • Придерживаюсь того же мнения на проблему, что и автор…
  • Согласен с автором в том, что…
  • Трудно не согласиться с автором текста в том, что…
  • У меня возникают противоречивые чувства…
  • Мне близка позиция автора, так как…
  • Но всё-таки мне не хочется верить, что такое существует на самом деле…
  • В подтверждение своего мнения по этому вопросу приведу пример из предложенного текста…
  • Приведём ключевую фразу из текста: «…».
  • Я не раз задумывался над этой проблемой, ведь эта тема мне близка…
  • Для подтверждения своих мыслей приведу пример…
  • Тревога автора мне понятна, так как я сам на себе не раз испытывал это (попадал в такую ситуацию)…
  • Проблема … не может не волновать моих сверстников.
  • Справедливость данного вывода можно доказать на примере…
  • Я читал об этом (изучал это в школе) …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома и понятна мне.
  • О сложных проблемах автор говорит доступным языком, используя при этом некоторые термины…
  • Чтобы быть более доказательным, автор ссылается на мнение специалистов в этой области…
  • Текст заинтересовал меня, из него я узнал много нового о…
  • Я никогда раньше не читал об этом…
  • Ещё раз внимательно прочитав текст, я задумался о том, что…
  • Никогда раньше не задумывался над этой проблемой, боюсь, моё мнение покажется расплывчатым.
  • Я поймал себя на мысли, что никогда раньше не думал об этой проблеме…
  • Интересной и довольно неожиданной мне показалась фраза автора…
  • Мой недостаточный жизненный опыт не позволяет мне выразить чёткую позицию по этой проблеме, поставленной автором в тексте, однако я могу сказать следующее…
  • Так как я не имею достаточной информации по этому вопросу, вынужден согласиться с автором…

  • Свою точку зрения я бы хотел подкрепить фактом из своей жизни…
  • Нам очень часто приходится сталкиваться с…
  • Разве не стали обычными для нас такие явления, как …? Это уже вошло в норму нашей жизни…
  • Многие из нас сталкивались с этим в своей жизни (наблюдал, замечал за собой, был свидетелем того, как это происходило в жизни)…
  • К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас, вокруг нас)…
  • Эта проблема волновала многие великие умы (русских писателей)…
  • Знаю об этом не из собственного опыта…
  • Особенно остро эта проблема поставлена в художественной литературе (классике)…
  • Актуальность темы, поднятой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.
  • Об этом я знаю и на своём опыте…
  • Тема часто обсуждается (дискутируется) в Интернете (по телевидению, в прессе)…
  • Обращает на себя внимание и тот факт, что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи. И ведь это неслучайно…
  • Как-то я смотрел программу, посвящённую как раз этой проблеме. В ней говорилось о том, что…
  • Мои убеждения основываются на жизненном опыте…
  • У меня есть друг, который тоже так поступил бы…
  • Недавно я наблюдал следующее (невольно оказался свидетелем такого происшествия)…

  • Прочитав этот текст, ясно и чётко представляешь себе (становится понятно, узнаёшь, знакомишься, понимаешь), что…
  • Эти примеры действительно свидетельствуют, о том, что…
  • Смысл высказывания я вижу в том, что человек должен уметь выражать свои мысли, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом…
  • На мой взгляд (таким образом, итак), справедливым является утверждение…
  • Ознакомившись с предложенным текстом, я ещё раз убедился, что ни одна из этих проблем на сегодняшний день не решена…
  • В заключение автор приходит к выводу, что…
  • В завершение хотелось бы добавить: следует различать правду от лжи…
  • …Итак, это высказывание отражает главную мысль текста…
  • Автор стремится, чтобы… И это ярко характеризует всю глубину и силу авторского мысли.
  • Я благодарен автору за то, что он заставил меня задуматься над этими проблемами…
  • Прочитав текст, я наконец осознал, как…
  • Предложенный текст помог мне убедиться, что…
  • Обобщая изложенное, можно сказать, что…
  • Из этого следует вывод о том, что…
  • Текст заставил меня задуматься о том, что…
  • Автор просто заразил меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добро победит…
  • Давайте вместе подумаем о том, как сделать так, чтобы…
  • Думаю, это поможет мне в дальнейшем…
  • Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
  • Таким образом (следовательно, значит), мы закономерно приходим к выводу…
  • Подводя итог сказанному, хочется отметить…
  • Делая выводы из изложенных мною аргументов…
  • Суть авторской позиции сводится к следующему…
  • На основании анализа текста можно сделать вывод…
  • Автор убедил меня в том, что не только ради этого стоит жить на свете…
  • Сделаем далеко идущие выводы о том, что…
  • В заключение я должен сказать, что старания автора не прошли даром, они…
  • Автор пробудил во мне желание осмыслить эту проблему… оценить её важность…
  • Этот текст заставил меня ещё глубже задуматься над этой проблемой…
  • «…», — писал автор. В этих словах заключена мысль о…
  • Автор также полагает, что…
  • Ещё раз внимательно перечитав текст, понимаешь, что задача автора состояла в том, что…
  • Автор хочет убедить читателя в том, что сегодня, когда мир так изменился, не следует забывать о…
  • Познакомившись с текстом, осознаёшь, как это сложно…
  • Не случайно автор подчёркивает в заключении, что…

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на ЕГЭ

I. Критерии оценивания содержания сочинения-рассуждения

  • К1 — Формулировка проблем исходного текста
  • К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • К3 — Отражение позиции автора исходного текста
  • К4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

II. Критерии оценивания речевого оформления сочинения-рассуждения

  • К5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • К6 — Точность и выразительность речи

III. Критерии оценивания грамотности сочинения-рассуждения

  • К7 — Соблюдение орфографических норм
  • К8 — Соблюдение пунктуационных норм
  • К9 — Соблюдение языковых норм
  • К10 — Соблюдение речевых норм
  • К11 — Соблюдение этических норм
  • К12 — Соблюдение    фактологической точности в фоновом материале

Критерии оценивания ответа на задание 27

Баллы

I

Содержание сочинения

 

К1

Формулировка проблем исходного текста

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1

Экзаменуемый  не   смог   верно   сформулировать   ни   одну из проблем исходного текста.
* Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то
такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

 

 

Сформулированная экзаменуемым проблема  прокомментирована с опорой на исходный текст.
Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

5

Сформулированная экзаменуемым  проблема  прокомментирована с опорой на исходный текст.
Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними,
или
выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

4

 

Сформулированная экзаменуемым  проблема  прокомментирована с опорой на исходный текст.
Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена,
или
экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста,  важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

3

 

 

Экзаменуемый привёл2 примера-иллюстрации из  прочитанного  текста,  важных  для  понимания   проблемы, но не пояснил их значение

2

Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из  прочитанного  текста,  важный  для  понимания  проблемы, но не пояснил его значение

1

Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены,
или
проблема прокомментирована без опоры на исходный текст,
или
в комментарии допущены фактические ошибки (одна  и  более), связанные с пониманием исходного текста,
или
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,
или
вместо комментария дан простой пересказ текста,
или
вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста

0

К3

Отражение позиции автора исходного текста

 

 

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

1

 

Позиция       автора       исходного       текста       экзаменуемым сформулирована неверно,
или
позиция автора исходного текста не сформулирована

0

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

 

 

Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его

1

Экзаменуемый не выразил своего отношения  к  позиции автора текста,
или
размышления экзаменуемого  не  соответствуют сформулированной проблеме,
или
мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»)

0

 

 

II

Речевое оформление сочинения

 

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

1.      логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

2.      в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

1

цельностью, связностью и последовательностью изложения,

 

но

 

допущена одна логическая ошибка,

 

и/или

 

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный

0

замысел,

 

но

 

допущено более одной логической ошибки,

 

и/или

 

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

 

К6

Точность и выразительность речи

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

* Высший балл — по этому критерию экзаменуемый
получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

2

 

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,
но
прослеживается однообразие грамматического строя речи,
или
работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,
но
есть нарушения точности выражения мысли

1

Работа экзаменуемого  отличается  бедностью    словаря
и однообразием грамматического строя речи

0

III

Грамотность

 

К7

Соблюдение орфографических норм

 

 

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая
ошибка)

3

Допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено более четырёх ошибок

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм

 

 

Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

3

Допущено одна–три ошибки

2

Допущено четыре-пять ошибок

1

Допущено более пяти ошибок

0

К9

Соблюдение языковых норм

 

 

Грамматических ошибок нет

2

Допущено одна-две ошибки

1

Допущено более двух ошибок

0

К10

Соблюдение речевых норм

 

 

Допущено не более одной речевой ошибки

2

Допущено две-три ошибки

1

Допущено более трёх ошибок

0

К11

Соблюдение этических норм

 

 

Этические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущены этические ошибки (одна и более)

0

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

 

 

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом
материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу
(К1–К12)

24

Конкурс сочинений

Принять участие в Конкурс сочинений

Конкурс сочинений: итоги

Конкурсные работы: Сочинение Эссе