Проект

Рассказываем, как написать проект в 1-11 классах школы. Разбираем виды проектов, этапы работы над проектом, темы проектов и критерии оценки.

Проект. Виды проектов

Суть проекта

Написание проекта в 1-11 классах школы — это возможность войти в мир открытий и изобретения, первые попытки их реализации — наивные и реалистичные, смешные и серьезные, удачные и неудачные развитие любопытства и желания помочь людям. Темы исследовательских проектов могут быть очень разнообразными. Давайте разберемся, что такое проект и как его написать.

Проект (в самой общей формулировке) реалистический замысел желаемого результата. Проект представляет собой совокупность документации по оптимальному достижению предполагаемого результата и выполняется на «бумажных» или электронных носителях (иногда дополняемых моделью или макетом). Проект разрабатывается с целью его последующей реализации.

Суть написания проекта — решение актуальной исследовательской или практической проблемы, требующей совершения поэтапных действий; возможность получить (хотя бы отчасти) новое знание или создать (хотя бы отчасти) новый продукт, который поможет решить эту проблему.

Целью выполнения учебного проекта является не обучение проектированию в профориентационном смысле, а формирование проектного подхода к любой деятельности, в процессе которого  формируются соответствующие свойства и качества личности.

Виды школьных проектов

Школьные проекты бывают различных видов, а точный рецепт успешного выполнения задачи будет зависеть от конкретных целей и требований:

  • проекты, направленные на получение нового знания (исследование): исследовательские, информационные проекты;
  • проекты, направленные на создание нового практического продукта (проект): практические, творческие проекты.

По содержанию проекты бывают:

Поэтапная работа над проектом

Этапы работы над проектом

К основным этапам работы над проектом относят:

  1. Выбор темы проекта.
  2. Обоснование актуальности выбранной темы проекта.
  3. Формулировка цели и задач проекта.
  4. Разработка гипотезы (для исследовательских работ) или описание предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ) проекта.
  5. Решение поставленных задач проекта.
  6. Формулирование выводов о полученных результатах проекта.
  7. Итоговое оформление текста с описанием проведенного исследования или реализованного проекта.
  8. Защита проекта.

Содержание этапов работы над проектом

Выбор темы проекта

Требования к выбираемой теме будущего исследования или проекта:

    • личная заинтересованность в теме,
    • отражение в теме проблемы, которую школьник хочет решить,
    • простота,
    • четкость,
    • однозначность,
    • непротиворечивость формулировки темы.

Обоснование актуальности проекта

Актуальность обосновывается ответом на следующие вопросы.

Отвечаем на вопросы — в чем суть решаемой в ходе работы проблемы, почему ее нужно решать, в чем будет новизна предлагаемого решения, кому поможет это решение, чем новое решение может быть полезно. Какова целевая аудитория проекта, возраст и масштаб аудитории, ориентация проекта на потребности аудитории.

Формулировка цели и задач проекта

Цель проекта — это идеальный, мысленно представленный результат исследовательской или проектной работы. Требования к цели: краткость, конкретность, достижимость, проверяемость ее достижения.

Задачи исследовательского проекта. Отличие задач от цели, соотношение цели и задач. Задачи как отражение этапов предстоящей работы, как преодолеваемые препятствия на пути к достижению цели.

Разработка гипотезы проекта

Гипотеза в исследовательском проекте – это описанное в общих чертах предположение о будущих результатах исследовательской работы, как предполагаемая новая информация, которую планируем получить в ходе исследования.

Описываем предполагаемые свойств создаваемого в ходе проектной работы продукта.

Решение поставленных задач проекта

Реализация замысла исследовательского проекта:

Исследовательский проект — это поэтапное решение поставленных задач и описание сделанного.

    • Выявляем проблемы и потребности людей как исходный посыл для создания проекта. Определяем инструменты изучения проблемных зон.
      • Проводим опросы как инструменты конкретизации проблемы. Составляем опросники. Выбираем аудитории для опроса. Знакомимся со способами обработки полученных данных. Узнаем, что такое обратная связь от целевой аудитории в ходе реализации проекта и после его окончания, каковы механизмы получения обратной связи. Проводим коррекцию краткосрочных и долгосрочных проектов в зависимости от обратной связи.
    • Обзор литературы и анализ литературы. Анализ разработанности проблемы в научной литературе — это важная часть исследования.
      • Знакомимся с понятием плагиат и цитированием высказываний других авторов, а также с правилами оформления ссылок на использованную литературу.
    • Способы реализации проекта. План работы — это исходная точка реализации проекта. Признаки хорошего плана работы.
    • Формулировка конкретных этапов работы.
      • Определяем требования к результатам каждого этапа работы, дедлайны. Визуализируем план и реализацию задач. Решаем вопрос, что делать, если «не получается». Школьники знакомятся с организацией собственной работы над индивидуальным проектом.
    • Методы проведения исследования.
      • Знакомимся с такими методами исследований, как: анализ исторических источников (для исторических работ), критика источника, тенденциозность источника, контент-анализ, анкетный опрос (правила составления опросников и этика проведения опроса, офлайн- и онлайн-опросы), метод фокус-группы, эксперимент.
    • Реализация проекта.

Формулирование выводов о полученных результатах

Анализируем сделанное (групповое обсуждение): что удалось, что не удалось, почему не удалось, что можно было улучшить или сделать иначе, определение возможного последействия проекта или перспектив исследования, предложения по возможному развитию, улучшению, совершенствованию проекта или исследования.

Описываем проделанную проектную или исследовательскую работу. Создаем структуру описания проектной или исследовательской работы: тема, актуальность, цель, задачи, гипотеза (для исследовательских работ) или описание предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ), описание (возможно, разбитое на параграфы) процесса решения поставленных задач, заключение с формулированием выводов о полученных результатах, список использованной литературы (для исследовательских работ).

Защита проекта

Защита проектной или исследовательской работы — это возможность приобрести полезный навык публичного выступления, отстаивания и продвижения собственных идей.

Создаем мультимедийное сопровождение защиты, знакомимся с правилами создания мультимедийной презентации в доступных компьютерных программах, правилами и секретами публичного выступления: грамотная речь, темп речи и дикция, мимика и жесты, краткость и яркие примеры, уместный юмор, внешний вид и умение держать себя перед аудиторией.

Научно-практическая конференция школьников.

Готовимся и участвуем с выступлениями на научно-практических конференциях.

Авторский путь реализации задуманного проекта.

1-й этап: проверка готовности к реализации задуманного

  1. Демонстрация замысла проекта нескольким представителям целевой группы.
  2. Доработка проекта по итогам данного тестирования. Определение запасных вариантов в случае изменения обстоятельств реализации проекта. Намеренная мысленная проверка на проность «А что если…».

2-й этап: предстартовая подготовка

  1. Работа с проектной группой (если в реализации проекта задействовано несколько человек) по всему содержанию проекта, определение возможных страховок и замен.
  2. Подготовка необходимого оборудования.
  3. Настрой проектной группы. Определение способов связи членов проектной группы в случае реализации проекта как дела или мероприятия.

3 этап: старт проекта

  1. Авторское видение изучаемого объекта или явления: его возможного устройства, характерных признаков, особенностей функционирования, причин появления, этапов развития, последствий, классификации, связей с другими объектами или явлениями, внутренних закономерностей и т. п.
  2. Представление авторского видения изучаемого объекта или явления в его описательной модели. Модель как рассмотренный с определенной точки зрения упрощенный образ объекта — его интерпретация, где выделены существенные элементы объекта и определены ключевые связи между ними.

Оценка проекта

Критерии процессуальной оценки проекта

Основными критериями процессуальной оценки учебного проекта являются:

  • Актуальность (Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата);
  • Проблемность (Наличие и характер проблемы в замысле);
  • Логичность (Обоснование последовательности действий, этапов проектирования);
  • Технологичность (Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность);
  • Лаконичность (Простота выполнения в кратчайшие Сроки);
  • Экологичность (Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта);
  • Экономичность (Оптимальные затраты на материалы и изготовление);
  • Безопасность (Соблюдение правил ТБ);
  • Прогрессивность Учет последних достижений в той области, к которой относится проектируемый продукт);
  • Содержательность (Информативность, смысловая емкость проекта);
  • Разработанность (Глубина проработки темы);
  • Завершенность (Законченность работы, доведение до логического окончания);
  • Эвристичность (Наличие творческого компонента в процессе проектирования: вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д. );
  • Коммуникативность (в групповом проекте) (Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д. );
  • Самостоятельность (Степень самостоятельности уч-ся определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю – руководителю, на основании анкеты учителя.

Критерии оценки оформления проекта

Основными критериями оценки оформления учебного проекта являются:

  • Соответствие стандартам оформления (Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии);
  • Системность (Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда);
  • Лаконичность (Простота и ясность изложения);
  • Аналитичность (Наличие причинно-следственных связей в тексте, рассуждений и выводов);
  • Дизайн (Композиционная целостность текста, продуманная система выделения, Художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков);
  • Наглядность (Видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п. четкие, доступные для восприятия с учетом расстояния до зрителей).

Research start

Принять участие в Research start

Research start: итоги