Исследовательский проект

Рассказываем, что такое исследовательский проект. Рассматриваем структуру исследовательского проекта, процесс подготовки, выполнения и оценки исследовательского проекта.

Исследовательский проект

Понятие и цель исследовательского проекта

Исследовательский проект – это работа с хорошо продуманной структурой, обозначенными целями, актуальностью предмета исследования для всех участников, социальной значимостью, соответствующими методами, в том числе с экспериментальными и опытными работами, методами обработки результатов. Этот вид проекта имеет структуру, полностью совпадающую или приближенную к научному исследованию.

Цель проекта — это идеальный, мысленно представленный результат исследовательской или проектной работы. Требования к цели: краткость, конкретность, достижимость, проверяемость ее достижения.

Цель должна быть:

  • ясной, учитывать особенности проекта, актуальной. Вопросы: что именно ты хочешь достичь/улучшить/изменить?
  • измеримой. Здесь нужно указать числовые данные: какие результаты покажут достижение цели, какие факты это подтвердят?
  • достижимой. Это не отменяет амбициозность цели, но учитывай имеющиеся ресурсы.
  • согласованной, важной. Будет хорошо, если работа над данным проектом будет продолжением предыдущего исследования или станет основой для последующих.

Структурные элементы исследовательского проекта

  • Актуальность темы исследования (востребованность изучения и решения выдвинутой проблемы в обществе);
  • Проблема (трудность, требующая решения в ходе реализации);
  • Объект исследования (явление или процесс, порождающий проблемную ситуацию) и предмет исследования (конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск).
    • Пример 1.
      • Объект исследования: питомцы домашнего зоопарка.
      • Предмет исследования: содержание питомцев домашнего зоопарка.
    • Пример 2.
      • Объект исследования: деревья моего посёлка.
      • Предмет исследования: полезные свойства деревьев.
  • Гипотеза (предположение, ещё не доказанное логически и не подтвержденное опытом);
  • Цель работы (то, что хочется получить в результате);
  • Задачи (то, что нужно сделать для достижения поставленной цели);
  • Методы исследования (способы достижения цели);
  • Практическая значимость работы (какую пользу обществу принесёт продукт проекта).

Подготовка и выполнение исследовательского проекта

Подготовка к выполнению исследовательского проекта

Подготовка работ осуществляется школьниками самостоятельно, но при поддержке педагогов.

Школьник вправе обратиться за консультацией к любому педагогу школы. По договоренности педагога со школьниками это может быть как очная, так и онлайн-консультация.

Содержание и структура исследовательского проекта

Содержание исследовательского проекта должно отвечать следующим требованиям:

  • быть направленным на решение какой-либо сложной практической или исследовательской проблемы, требующей совершения сложных поэтапных действий;
  • предлагать новое или хотя бы отчасти новое решение этой проблемы;
  • иметь результатом новый (или усовершенствованный имеющийся) продукт или новое (или дополненное известное) знание, помогающие решить эту проблему;
  • предполагать самостоятельную работу школьников над проектом.

Структура исследовательского проекта

Исследовательский проект должна включать следующие компоненты:

  1. Название темы проектной или исследовательской работы;
  2. Описание ее актуальности;
  3. Описание ее цели и задач;
  4. Описание гипотезы (для исследовательских работ, кроме работ по истории) или предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ);
  5. Описание процесса решения поставленных задач;
  6. Заключение со сформулированными в нем выводами о полученных результатах;
  7. Список использованной литературы (для исследовательских работ).

В качестве приложения (не обязательного) к тексту работы могут быть добавлены: созданный в результате работы над проектом или исследованием продукт или его копия (памятки, рекомендации, буклеты, сценарии, опросники, классификации, иллюстрации и т. п.).

Культура работы

  • Работа должна быть написана литературным, грамотным языком.
  • Подача материала, изложенного в работе, должна отражать уважительное отношение автора к читателю.
  • Использование в работе идей, мыслей, высказываний других авторов должно обязательно сопровождаться ссылками на работы этих авторов. Грамотное оформление ссылок на печатные и электронные источники является важной составляющей проектно-исследовательской работы и культуры ее автора.

Оформление работы

Исследовательские проекты (в электронном и бумажном виде), должны иметь объем от 5 до 30 страниц (без приложений), желательно должны быть созданы в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, размер 14, одинарный интервал.

О том, как написать проект, читайте здесь.

Оценка исследовательского проекта и предметные результаты

Критерии оценки исследовательского проекта

  1. Актуальность выбранной темы, ее направленность на решение реальной практической или исследовательской проблемы.
  2. Новизна предлагаемого автором решения проблемы.
  3. Практическая значимость полученного результата.
  4. Самостоятельность выполнения работы.
  5. Реализация автором цели и задач работы.
  6. Наличие интересных авторских идей и находок, помогающих достичь поставленной цели.
  7. Грамотность оформления работы.
  8. Четкость, логичность, структурированность, речевая грамотность устного выступления автора.
  9. Рациональное размещение информации на слайдах презентации.
  10. Умение отвечать на вопросы по теме работы

Предметные результаты выполнения исследовательского проекта

Предметные результаты выполнения исследовательского проекта определяются навыками, полученными школьниками с учетом специфики содержания гуманитарных предметных областей.

  • извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;
  • осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;
  • обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения; осознанное расширение речевой практики;
  • овладение основными нормами современного русского литературного языка.

  • умение участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с приобретением опыта публичного представления полученных результатов);
  • умение использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, сети Интернет для выполнения учебной задачи;
  • применение ИКТ, соблюдение правил информационной безопасности.

  • участие в исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием иноязычных материалов;
  • использование иноязычных словарей и справочников, в том числе информационно-справочных систем в электронной форме.

  • овладение историческими понятиями и их использование для решения исследовательских и проектных задач;
  • умение выявлять существенные черты и характерные при[1]знаки исторических событий, явлений, процессов;
  • умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
  • умение находить и критически анализировать для решения исследовательской задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом;
  • умение соотносить извлеченную информацию с информацией из других источников при изучении исторических событий, явлений, процессов;
  • умение привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками.

  • освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, о характерных чертах общества, о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы;
  • умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, характеризовать их существенные признаки, элементы и основные функции;
  • умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
  • умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства, связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
  • умение использовать полученные знания для объяснения сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
  • овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначения в целях решения различных исследовательских или проектных задач;
  • овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по теме проекта или исследования из различных адаптированных источников и публикаций средств массовой информации с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет;
  • умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
  • умение, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
  • приобретение опыта использования полученных знаний в практической проектной деятельности.

Research start

Принять участие в Research start

Research start: итоги

Конкурсные работы: Проект обучающегося