Индивидуальный проект

Рассказываем, что такое индивидуальный проект и этапы проекта. Показываем, как написать план проекта и решить проблему проекта.

Суть и типы индивидуального проекта

Индивидуальный проект. Признаки проекта

ФГОС ООО предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе.

Индивидуальный проект – учебный проект, выполняемый обучающимся  в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Признаки проекта:

    1. Есть конкретная дата начала.
    2. Есть конкретная дата окончания или конечный результат.
    3. Результат проекта уникален. Уникальный не значит абсолютно новый для всех, он может быть уникальным для Вас.
    4. Ресурсы ограничены.

Типы учебных проектов (по Е.С. Полат)

По доминирующей деятельности различают следующие типы проектов:

  • Информационный проект — направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением.
    • Продукт проекта: буклет, книга и др.
  • Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования.
    • Продукт проекта: исследование, презентация к исследованию, научная статья и др.
  • Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер.
    • Продукт проекта: газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал и др.
  • Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей.
    • Продукт проекта: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ и др.

Как выполнить индивидуальный проект?

Этапы и план работы над индивидуальным проектом

Этапы работы над индивидуальным проектом описаны в пособии «Как готовить индивидуальный проект».

Оформление индивидуального проекта

Структура индивидуального проекта

  1. Титульный лист (оформляется по стандартному образцу)
  2. Содержание (оформляется в соответствии со структурой проектной работы)
  3. Паспорт проекта.
  4. Отчеты по этапам. С обоснованием логики выделения этапов: подготовительный, практический, оценочный. (этапы могут быть и другие, название этапов должно быть обязательно).
  5. Краткое описание продукта.
  6. Источники информации.
  7. Приложение

  1. Титульный лист
  2. Содержание
  3. Паспорт проекта должен содержать следующие обязательные пункты:
    • Название проекта
    • Руководитель проекта
    • Консультант(ы) проекта
    • Тип проекта
    • Заказчик проекта (если таковой имеется)
    • Цель проекта
    • Задачи проекта (2-4 задачи)
    • Аннотация — не более 20 строк (актуальность проекта, проблема, значимость, воспитательный аспект, кратко – содержание, продукт проекта)
    • Необходимое оборудование
  1. Отчеты по этапам. С обоснованием логики выделения этапов: подготовительный, практический, оценочный. (этапы могут быть и другие, название этапов должно быть обязательно).

К отчету прикладываются:

    • собранная информация по теме проекта, в том числе копии различных документов, распечатки из Интернета и др.;
    • результаты исследований и анализа;
    • эскизы, чертежи, наброски, расчеты и др.;
    • краткое описание продукта;
    • оценка продукта и процесса (самооценка и внешняя экспертиза);
    • материалы к презентации.
  1. Краткое описание продукта (сам продукт или его фото)
  2. Источники информации
  3. Приложение

Защита и критерии оценки индивидуального проекта

Защита индивидуального проекта

Защита предполагает устное представление индивидуального проекта.

  • Время устного предъявления – 7 минут.
  • Приветствуется интерактивный контакт с аудиторией.
  • Количество слайдов в презентации не более 10.

Структура

  • Титульный слайд включает в себя название проекта (по центру) и информацию об авторе и руководителе (в правом нижнем углу).
  • На остальных слайдах располагаются материалы введения, основной части описания проекта (этапы, виды деятельности), заключения (результаты, выводы).

Содержание

  • Основная часть презентации – предъявление содержания проекта (от анализа проблемы, от цели и задач проекта до предъявления продукта). Содержание следует излагать чётко, кратко, не перегружая слайды избыточной текстовой информацией.
  • Детализированное описание следует размещать в тексте работы. Следует придерживаться одного из важнейших принципов презентации – минимум текстовой информации, максимум визуализации.

Оформление

  • Следует использовать единую цветовую схему (не более 3-х цветов).
  • Цвет текста определяется по контрасту с основным цветовым фоном презентации.
  • Размер шрифта: для заголовка – не менее 28, для текста –18–22.

Критерии оценки индивидуального проекта

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев:

  1. способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
  2. сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
  3. сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
  4. сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Research start

Принять участие в Research start

Research start: итоги

Конкурсные работы: Проект обучающегося