Разговоры о важном

Программа «Разговоры о важном» в средней школе способствует расширению кругозора, развитию эмоционального интеллекта и гражданской ответственности.

Программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном»

Программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» разработана в соответствии с  требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.

Педагог помогает обучающемуся:

    • в формировании его российской идентичности;
    • в формировании интереса к познанию;
    • в формировании осознанного отношения к своим правам и  свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
    • в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных
    • и правовых норм;
    • в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
    • в развитии у школьников общекультурной компетентности;
    • в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
    • в осознании своего места в обществе;
    • в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
    • в формировании готовности к личностному самоопределению.

Ценностное наполнение программы «Разговоры о важном»

Разговоры о важном в соответствие датам календаря

Тематика разговора о важном связана с датами календаря и важными темами. Особое внимание уделяется:

  • Датам, связанным с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий).
    • Например, День народного единства, День защитника Отечества, Рождество, День учителя, День российской науки и т.д.
  • Юбилейными датами выдающихся деятелей науки, литературы, искусства.
    • Например, 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского, 160 лет со дня рождения К. С. Станиславского.
  • Важными темами в  воспитании школьника.
    • К примеру: «Мы разные, мы вместе», «Забота о каждом: цифровая безопасность и гигиена школьника» и др.

Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у  обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения.

Разговоры о важном: ценностное наполнение

Наличие сценариев внеурочных занятий по программе «Разговоры о важном» мне означает формального следования им.

  • При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация.
  • Обязательно учитывается и уровень развития учащихся, их интересы и потребности.
  • Исходя из статуса семей обучающихся, уточняются (изменяются, корректируются) и творческие задания, выполнение которых предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.

Основные ценности, формируемые программой «Разговоры о важном»:

  • Историческая память — обязательная часть культуры народа и  каждого гражданина;
  • историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя со[1]хранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
  • историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидуальных переживаний и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.

Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном со[1]держании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах — единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.

  • Каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;
  • семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в  предметах, фотографиях, вещах и заключается в гуманном отношении к старшим поколениям.

Например, тема: «Мы разные, мы вместе». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.

  • Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина;
  • любовь к своему Отечеству начинается с  малого  — с  привязанности к родному дому, малой Родине;
  • патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.

Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии в соответствии с содержанием раскрывается многогранность чувства патриотизма и  его проявления в разных сферах человеческой жизни.

  • Доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности;
  • благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в  России в  прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.

Например, тема «Забота о  каждом». Разговор о  добрых делах граждан России в прошлые времена и в настоящее время, тема волонтёрства.

  • Семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;
  • каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;
  • учащийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех её делах, помогать родителям;
  • семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России.

Тема семьи, семейных взаимоотношений и  ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвящённых темам: «День матери», «День отца», «День пожилых людей», «Традиционные семейные ценности» и др.

  • Культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;
  • российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всём мире;
  • культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей.

Темы, связанные с  осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». По[1]этому многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видео[1]фильмов, произведений живописи и  музыки: «День музыки», «Мечты», «Великие люди России: К. С. Станиславский», «День театра».

  • Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
  • в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;
  • в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир.

О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в  процессе обсуждения тем: «День российской науки», «165  лет со дня рождения К. Э. Циолковского», «День космонавтики: мы — первые».

Тематика мероприятий по программе «Разговоры о важном»

Роль педагога в программе «Разговоры о важном»

Личностное развитие ребёнка — главная цель педагога.

Личностных результатов педагог может достичь:

    • увлекая школьника совместной и интересной им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого;
    • используя разные формы работы;
    • устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу;
    • насыщая занятия ценностным содержанием.

Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.

Тематика и содержание Разговора о важном в 1-11 классах

  • Знания — ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. Знания — основа успешного развития человека и общества. Каждый должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний. Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность с шести с половиной лет учиться в школе.
  • Любовь к Родине, патриотизм  — качества гражданина России. Любовь к родному краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви к  Отчизне. Труд людей в  разные исторические эпохи, преемственность поколений в готовности защищать родную землю. Историческая память народа и каждого человека.
  • К. Э. Циолковский — выдающийся учёный, открывший дорогу к космическим полётам. Преемственность поколений в научных достижениях.
  • Страницы истории российской космонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса. Проявление интереса к знаниям о  космосе, его изучению и  космонавтам  — исследователям космического пространства.
  • Преемственность поколений: семейные ценности (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей); традиции. Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к  бабушкам и дедушкам, забота о них.
  • Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя — социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения.
  • Учитель — советчик, помощник, участник познавательной деятельности
  • школьников. Оценка учительского труда. Великие педагоги прошлого. Яснополянская школа Л. Н. Толстого.
  • Мужчина, отец (отчество — от слова «отец») как гражданин; мужские профессии, участие в  трудовой деятельности и  жизни общества. Роль отца в семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге членов семьи, укреплении традиционных семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в воспитании детей, отцовское влияние на сына и/или дочь.
  • Музыка как способность человека слышать, воспроизводить, сочетать звуки. Роль музыки в жизни каждого человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и  понимать музыку. Музыка, которую можно увидеть. Музыка, которую нужно учиться слушать.
  • Семья — дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в  семье. Семейные ценности: воспитание детей, забота о  старшем поколении; традиции, совместная трудовая и  досуговая деятельность. Пётр и  Феврония Муромские —символ любви и взаимопонимания в семейной жизни.
  • Рождение праздника День народного единства. Проявление любви к Родине: объединение людей в  те времена, когда Родина нуждается в  защите.
  • Чувство гордости за подвиги граждан земли Русской в 1612 году и граждан нашей страны в Великой Отечественной войне. Минин и Пожарский — герои,
  • создавшие народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками.
  • Каждое поколение связано с предыдущими и  последующими общей культурой, историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений  — основа развития общества и  каждого человека. Патриотизм  — чувство, которое есть у каждого поколения. Историческая память проявляется в том, что новое поколение людей стремится воспитать в себе качества, которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений.
  • Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребёнком всё время присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем у других людей.
  • Символы современной России: название, описание. О чём могут рассказать символы. Их значение и назначение в  жизни государства. Уважение к государственной символике России — обязанность гражданина. Правила поведения человека при исполнении гимна, при поднятии флага.
  • Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, доброта. Как я могу проявить добрые чувства к другим людям?
  • С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края. Ответственность гражданина за свободу, благополучие Родины, защита её от иноземных врагов.
  • Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое права и обязанности гражданина. Права ребёнка в России. Примеры выполнения обязанностей членами общества.
  • История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России.
  • Новый год — замечательный семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Традиции встречи Нового года: украшение ёлки, подарки, загадывание заветных желаний. О чём люди разных времён мечтали в Новый год.
  • Что такое виртуальный мир и кто его создаёт? Плюсы и минусы виртуального мира. Правила безопасного пользования интернет-ресурсами.
  • Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский ломтик хлеба… Дневник Тани Савичевой. Как жили и  о чём мечтали дети блокадного города. Дорога жизни. Ленинград и  ленинградцы выжили и победили.
  • Первые театры в России. К.  С.  Станиславский  — великий деятель театрального искусства: яркие страницы жизни и деятельности. С чего начина[1]ется театр? Кто самый главный в театре. Школьный и классный театр.
  • Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди. Научные открытия российских учёных, без которых невозможно представить современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное сердце.
  • Роль нашей страны в современном мире. Значение российской культуры для всего мира.
  • Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации,
  • проявление любви к родной земле, Родине. Армия в  годы войны и в  мирное время: всегда есть место подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
  • Доброта — качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку, проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и  для кого предназначено. Добрые дела граждан России в  прошлые времена: благотворительность; пожертвование как проявление добрых чувств в традиционных религиях.
  • Международный женский день — праздник благодарности и  любви к женщине. Женщина в современном обществе — труженица, мать, воспитатель детей. Нет на свете профессии, которой не может научиться женщина. Великие женщины в  истории России: Екатерина Великая, Е. Дашкова,
  • Н. Суслова (первая женщина-врач). Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию: В. Терешкова, М. Раскова, Л. Павличенко, А. Пахмутова, М. Плисецкая, Л. Зыкина.
  • Сергей Владимирович Михалков — автор гимна современной России.
  • Правила слушания и исполнения гимна. С.  В.  Михалков  — выдающийся поэт ХХ века, автор стихов, которые дети знали и знают наизусть. Вклад поэта в развитие детской литературы. Слушаем и читаем стихи Михалкова.
  • Крым — природная жемчужина. Разнообразие природных зон: полупустыни и солончаки; степная зона, лесостепь, вечнозелёная растительность.
  • Природные достопримечательности Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала), гора Кошка, Чёрное и Азовское моря. Симферополь — столица Республики Крым, «ворота Крыма». Ласточкино гнездо, Золотые ворота, Судакская крепость, Севастополь.
  • Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники, композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры народных промыслов.
  • Умеем ли мы фантазировать: сочинять сказки, конструировать города будущего, создавать узоры для тканей, посуды, расписывать игрушки. Творческая сценическая деятельность: игры, импровизация, драматизация, разыгрывание сценок.
  • Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал: „Поехали!“» — первый полёт человека в  космос; Ю.  А.  Гагарин  — Герой Советского Союза. Первый выход в открытый космос — А. А. Леонов, дважды Герой Советского Союза. Самый длительный полёт в  космосе  — Валерий Поляков, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.
  • Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами? Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима. Как боролись с нацизмом в  концлагерях советские солдаты и  офицеры. 11  апреля  — Международный день освобождения узников концлагерей.
  • Особо охраняемые территории в России  — заповедники, национальные парки. Экологические тропы  — что это такое? Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в  Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей), в  Большой Арктический заповедник, в  заповедник «Чёрные земли» (сохранение сайгаков, тушканчиков, сусликов). Таймыр — родной дом северных оленей. Окский заповедник  — журавлиный питомник.
  • Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь?
  • Историческая память: мы помним подвиги наших солдат, офицеров, матросов, защитивших нашу жизнь в годы Великой Отечественной войны.
  • Связь (преемственность) поколений: Бессмертный полк — помним, любим, гордимся. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины?
  • Детская общественная организация — мы вместе, и  мы делаем добрые дела. Друзья необходимы каждому человеку. Добрые дела, которые можно сделать вместе. Наша помощь нужна тем, кто в  ней нуждается: больным, старым, слабым.
  • Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех счастье — мир на Земле, здоровье близких, верные друзья, благополучие страны. Бывает ли много счастья? Можно ли им поделиться?

  • Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Возможности, которые предоставляет платформа «Россия — страна возможностей».
  • Родина — не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем гордиться?
  • Мечты и фантазии человека о  космических полётах. К.  Э.  Циолковский  — основоположник ракетодинамики и  теоретической космонавтики.
  • Герои освоения космоса.
  • 1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего поколения. Возрастные изменения — не повод быть исключённым из жизни семьи и общества.
  • Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны. Современный учитель: какой он?
  • История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отечественной литературе. Качества настоящего отца. Равноправие родителей в семье.
  • Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды искусства, где музыка — неотъемлемая часть.
  • Дом, в котором мы живём. Идеальные отношения в  семье: какие они?
  • Семейные ценности.
  • Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и  земским старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не только в войне.
  • Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов.
  • Уважение между людьми разных национальностей — основа межкультурного общения. Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки исчезают?
  • Мама — важный человек в жизни каждого. Материнская любовь — простая и безоговорочная. Легко ли быть мамой?
  • Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значение триколора. История российского флага.
  • История создания Красного Креста. Особенности волонтёрской деятельности. Волонтёрство в России.
  • Россия — страна с  героическим прошлым. Современные герои  — кто они? Россия начинается с меня?
  • Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.
  • История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России и в других государствах.
  • Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы.
  • Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всё, что попадает в Сеть, остаётся там навсегда.
  • Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паёк. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск.
  • Авторитет К. С.  Станиславского в  области сценического искусства. Некоторые факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского.
  • Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в  нашей стране. Достижения науки в  повседневной жизни. Плюсы и минусы научно-технического прогресса.
  • Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этносов). Российская культура. Чем славится Россия?
  • День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. Задачи армии в мирное время.
  • Мотивация добрых дел. Подлинность намерений — то, что у  тебя внутри. Проблемы, с которыми сталкиваются добрые люди.
  • Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага»: изменились ли роли?
  • Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству. Работа в  армейской печати во время Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна.
  • Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
  • Сила театрального искусства. Читка пьес — особый жанр театрального искусства. Кино и театр: аргументы за и против.
  • Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-рекордсмены. Подготовка к полёту — многолетний процесс.
  • Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о  предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире.
  • День Земли — призыв задуматься о  сохранности планеты. Экологические проблемы как следствие безответственного поведения человека. Соблюдать экоправила — не так сложно.
  • История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека?
  • Работа мечты. Жизненно важные навыки.
  • История появления праздника День Победы. Поисковое движение Рос[1]сии. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.
  • 19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются.
  • Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.

  • Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Люди с активной жизненной позицией.
  • Родина — место, где ты родился. Патриотизм. Настоящая любовь подкрепляется делами.
  • Космос и космонавтика. Гражданский подвиг К. Э. Циолковского.
  • Международный день пожилых людей. Зрелый возраст – время новых возможностей. С добром в сердце.
  • Ценность профессии учителя. Основные качества наставника.
  • История возникновения праздника День отца. Патриархальная модель отцовства. XX век — ориентация на партнёрские отношения членов семьи.
  • Мир музыки и балета. История русского балета. Известные композиторы, писавшие музыку для балета.
  • Семья. Рецепт семейного счастья. Семейный кодекс Российской Федерации.
  • История появления праздника День народного единства. Смутное время. Князь Дмитрий Пожарский и земский староста Кузьма Минин во главе ополчения. Связь иконы Божией Матери с историей освобождения Москвы. Примеры мирного единения народа.
  • Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Религиозная культура России: христианство, ислам, буддизм и др. Свобода вероисповедания. Взаимное уважение людей разных национальностей — основа межкультурного общения. Почему языки исчезают? Влияние многоязычия на толерантность.
  • Мама — важный человек в жизни каждого. Мама — гарантия защищённости ребёнка. Эмоциональная связь с детьми. Легко ли быть мамой? Материнская любовь — сильнейшее чувство на земле.
  • Значение государственной символики для человека. История Российского флага. Значение триколора. Что такое гимн? Зачем он нужен? Уникальность нынешнего гимна России. История появления герба России.
  • Кто такой доброволец? Принципы добровольческой деятельности. Виды добровольческой деятельности. Платформа для добрых дел. Волонтёрские истории.
  • Традиция чествования граждан, героически отличившихся в деле служения Отечеству. День георгиевских кавалеров. Учреждение ордена Святого Георгия в 1769 г. Екатериной II. 9  декабря  — день, когда чествуются герои нынешние и  отдаётся дань памяти героям прошлых лет. Вечный огонь  — символ памяти.
  • Значение слова «конституция». Роль Конституции в жизни человека. Какие главы российской Конституции важны для молодёжи? Права, которыми уже пользуются старшеклассники.
  • История праздника Рождества Христова. Рождественский пост, в чём его необходимость. Символы Рождества. Рождественские традиции в России и в других государствах.
  • Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы.
  • Правила безопасности и поведения в  Интернете. Реальные угрозы Интернета (нежелательный контент, кибербулинг, трата денег, доступ к личной информации и т. д.). Какой информацией не стоит делиться в Сети. Проекты, программы, специальные курсы по кипербезопасности.
  • Начало блокады. Захват Шлиссельбурга немецкими войсками. Эвакуация населения. Ладожское озеро — дорога жизни. Блокадный паёк. Неписанные правила выживания. Спасительный прорыв кольца. Проект «Детская книга войны».
  • Театр — искусство многосоставное (в нём соединяются литература, музыка, актёрское мастерство, танцы, режиссура и  даже этикет). Вклад К.  С.  Станиславского в  театральное искусство. Основные идеи системы Станиславского.
  • Современное научное знание. Критерии научного знания: доказательность, проверяемость, значимость, воспроизводимость. Использование достижений науки в повседневной жизни. Увлечение наукой в школе. Открытия, которые сделали дети. Научная журналистика —возможность заниматься разной наукой.
  • Географические особенности и природные богатства России. Народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47  этносов).
  • Российская культура. Чем славится Россия?
  • Почитание защитников Отечества. «Советы молодому офицеру» ротмистра В. М. Кульчицкого.
  • Доброта. Добрыми рождаются или становятся? Как стать добрее? Смысл и значимость того, что вы делаете каждый день.
  • Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага»: изменились ли роли?
  • Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству. Работа в  армейской печати во времена Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна.
  • Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
  • Театр — особый вид искусства, который сближает людей. С 1961 г. отмечают День театра. Причины, по которым люди ходят в театр. Отличие театра от кино. Основы театрального этикета.
  • История появления праздника День космонавтики. Полёт Белки и Стрелки в августе 1960 г. Подготовка к первому полёту человека в космос. Полёт Гагарина. Выход А. Леонова в открытый космос.
  • Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о  предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире.
  • День земли — история праздника. Способы празднования Дня Земли.
  • Природоохранные организации. Знаки экологической безопасности. Состояние экологии — ответственность каждого человека.
  • Давняя история праздника труда. Трудовой день до 16 часов без выходных, скудный заработок, тяжёлые условия — причины стачек и забастовок.
  • Требования рабочих. 1 мая 1886 года в Чикаго. Праздник Весны и Труда.
  • День Победы. План Барбаросса — замысел молниеносной войны. Могила Неизвестного Солдата.
  • 19 мая 1922 года — День рождения пионерской организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются.
  • Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.

Идеи образования, Конкурс педагогического мастерства

Принять участие в Идеи образования, Конкурс педагогического мастерства

Идеи образования, Конкурс педагогического мастерства: итоги

Конкурсные работы: Педагогический проект