Личное повествование

Личное повествование. Функции личного повествования. Отличительные черты персонажа-рассказчика от первого лица.

Личное повествование

Личное повествование (PN) — это прозаическое повествование, относящееся к личному опыту, обычно рассказанному от первого лица; его содержание является нетрадиционным. «Личное» относится к истории из жизни или опыта. «Нетрадиционный» относится к литературе, которая не соответствует типичным критериям повествования.

Lichnoye povestvovaniye История жизни и автобиография имеют сходства и различия: «Основной способ, которым автобиография отличается от истории жизни, заключается в том, что это письменная, а не устная форма. Более конкретно, он представляет собой литературный жанр с его историей, его требованиями и его рынком» (Шарлотта Линде).

Личное повествование может быть организовано двумя принципами согласованности жизненных историй:

  • Причинность – это связь между причиной и следствием. Это означает, что одно действие является результатом действия другого.
  • Непрерывность — это последовательное существование чего-либо в течение некоторого времени.

Функции личного повествования

  1. В основе личного повествования лежит моральная оценка себя. Моральное положение, присутствующее во всех повествованиях от первого лица, звучит так: «Я хороший человек» или что говорящий поступил неправильно и узнал, что правильно. Ключевым аспектом личного повествования является то, что рассказчик должен рассказать историю, чтобы убедить слушателя, что он действовал бы аналогичным образом; Говорящий распространяет свою моральную позицию и на слушателя. Представление о том, что «это случилось со мной», является оправданием права на повествование для всего личного повествования, защита своих действий является неотъемлемой частью этих моральных переговоров. Больше, чем любая другая тема личного повествования, человек говорит больше, свидетельствуя о справедливости или несправедливости, вызывая сочувствие, одобрение, оправдание, понимание или развлечение со стороны своей аудитории.
  2. Личные повествования не статичны. Рассказчики меняют свои истории для каждого слушателя, и по мере того, как меняются их отношения с этим слушателем, рассказчики меняют свои истории по мере изменения своих ценностей и по мере того, как меняется их понимание своего прошлого.
  3. Личные повествования также функционируют как средство самоисследования. Наши истории сообщают нам, кто мы есть, кем мы можем стать и кем мы не можем стать. Кроме того, эти нарративы трансформируют то, кто мы есть: рассказчики действуют, когда они рассказывают, создавая новые «я» и трансформируя существующее «я». Мало того, что наши воспоминания о себе формируются и, в свою очередь, формируются личным повествованием, но рассказчики формируют свои повествования, чтобы преодолеть разрыв между реальностью и памятью. Рассказчики аутентифицируют свои воспоминания, несмотря на несовершенную, податливую природу воспоминаний, создавая достоверно звучащие рассказы.
  4. Одной из ключевых функций личного повествования является различие между собой и другими. Личное повествование являются важнейшим ресурсом для формирования личностной идентичности самим собой, а также для демонстрации и ведения переговоров с другими. И наоборот, мы рассказываем личные рассказы, чтобы поделиться нашей жизнью, передать доверие и создать близость.
  5. Личные нарративы также оказывают влияние на реальный мир, потому что «люди действуют в соответствии с тем, что им говорят».

Отличительные черты персонажа-рассказчика от первого лица

Отличительными чертами персонажа-рассказчика от первого лица являются субъективность в подаче и осмыслении событий и трактовке мотивов действий других персонажей, неполнота сведений, которыми он располагает, эксплицитный психологизм его оценок других действующих лиц. Кроме того, такой «я»-рассказчик может иметь цель ввести адресата в заблуждение или дать намеренно искажённый образ событий. «Я»-нарратив предполагает, что читатель выстраивает свой образ рассказчика и в ходе восприятия текста корректирует конструируемый рассказчиком образ реальности, восстанавливая, что «на самом деле» произошло.

Характерной приметой литературы нового времени стали повествования от нестандартного первого лица, где в роли нарраторов выступают люди с психическими нарушениями, асоциальные типы, животные и даже неодушевлённые предметы («Чёрный кот» Э. А. По, «Житейские воззрения кота Мурра» Э. Т. А. Гофмана и многие другие). Рассказы от лица животных и предметов довольно быстро стали использоваться в детской литературе (ср. «Дневник фокса Микки» Саши Чёрного).

Конкурс сочинений

Принять участие в Конкурс сочинений

Конкурс сочинений: итоги

Конкурсные работы: Сочинение Эссе