Конспект урока
Рассказываем, что такое конспект урока, план, структура и требования к разработке. Приводим критерии анализа и оценки конспекта урока.
Конспект урока в планировании учебного процесса
Подготовка к разработке конспекта урока
Подготовка учителя к урокам начинается с годового и тематического планирования учебного процесса. Ведущую роль в годовом и тематическом планировании учебного процесса играет конспект урока. Конспект урока становится действенным средством осмысления и обобщения собственного педагогического опыта.
Конспект урока — подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока.
Отбор содержания для конспекта урока
Отбор содержания урока сводится к выполнению следующих действий:
- Изучить содержание текста учебника.
- Выделить в предлагаемом материале главное для актуализации знаний.
- Выделить все символы, обозначения, термины, понятия, факты.
- Выяснить происхождение, правильную запись и чтение символов, обозначений, терминов и пр.
- Проверить, какие из понятий являются основными, какие могут быть определены, но не определяются в соответствии с дидактическими принципами, какие понятия определяются, какие определения понятий надо знать дословно.
- Разобраться в доказательствах, проверить себя в умении воспроизводить.
- Проанализировать систему задач учебника.
- Выделить задачи, ориентированные на введение понятий, усвоение их содержания, на применение и систематизацию понятий; распределить задачи по блокам родственных задач и т. д.
- Изучить различные методические подходы к изложению отобранного материала.
- Рассмотреть указания к упражнениям и определиться с технологией оформления.
- Подобрать различные дополнительные задания: контрольные вопросы, устные упражнения, тесты, задания для выполнения, задачи повышенной трудности и т. д.
- Учесть особенности компоновки содержания материала.
- Уточнить роль и место изучаемого материала в теме и курсе.
- Определить содержание материала, необходимого для организации повторения, установления межпредметных связей, проведения самостоятельных и контрольных работ и т. д.
- Проверить возможность реализации поставленных целей урока.
- Обратить внимание на воспитательный и развивающий эффекты, практические примеры, прикладную и практическую направленность, эстетическую сторону учебного материала, возможность использования занимательных задач, исторических сведений, формирование навыков самоконтроля и т. д.
- Дифференцировать содержание учебного материала для интенсификации самостоятельной деятельности подготовленных учащихся и активизации помощи слабоуспевающим.
-
- Подобрать индивидуальные и фронтальные задания, которые направленны на вовлечение учащихся в активную и посильную самостоятельную учебную деятельность.
-
- Завершить отбор из учебника и других источников содержания учебного материала с таким расчетом, чтобы не перегрузить урок и обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний и умений.
- Для организации работы в классе и дома, а также реализации возможного резерва времени на уроке распределить соответствующим образом весь отобранный материал.
Разработка конспекта урока
Обобщенная структура конспекта урока
Определенная роль в профессиональной деятельности учителя отводится умению оформлять результаты разработки урока. Содержание уроков может быть разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления конспекта во всех случаях одинаковы.
Конспект отражает основные этапы урока:
- Организационный момент;
- Постановка цели урока;
- Опрос обучающихся по заданному на дом материалу;
- Объяснение нового материала;
- Закрепление учебного материала;
- Задание на дом.
Требования к конспекту:
- Цель, задачи и методы должны соответствовать теме учебного занятия и возрасту учащихся.
- Цель и задачи должны быть четко сформулированными и достижимыми.
- Важным элементом является наличие мотивации к изучению той или иной темы.
- Ход учебного занятия должен способствовать последовательному достижению цели и реализации поставленных задач.
Процесс написания конспекта урока
- В начале прописываются цели: образовательные, воспитательные, развивающие.
- Образовательные цели формулируются в виде: научить; ввести понятие; отработать и закрепить навык, умение; контроль знаний учащихся по теме.
Приведем примеры формулировок.
-
-
- Цели первого урока:
- О1: ввести понятие правильной и неправильной дробей.
- О2: первично закрепить эти понятия.
- О3: научить распознавать правильную, неправильную дроби.
- О4: научить наносить неправильные дроби на числовой луч.
- О5: научить сравнивать правильные и неправильные дроби между собой и с единицей.
- Цели второго урока:
- О1: отработать и закрепить понятия правильной и неправильной дробей.
- О2: продолжить отрабатывать умения и навыки по сравнению правильной, неправильной дробей и нанесению их на числовой луч.
- О3: провести контроль знаний учащихся по теме «Правильные и неправильные дроби».
- Цели первого урока:
-
- Воспитательные цели.
- Воспитание качеств личности, воспитание нравственных черт, воспитание общеучебных навыков.
- Например, воспитание аккуратности при выполнении чертежей; воспитание целеустремленности; воспитание трудолюбия, усердия при выполнении заданий; воспитание умения слушать товарища, не перебивать и т.д.
- Воспитание качеств личности, воспитание нравственных черт, воспитание общеучебных навыков.
- Развивающие цели.
- Развитие мышления, памяти, речи; развитие мыслительных операций; развитие познавательной активности; развитие интереса к предмету и т.д.
При написании конспекта важно четко представлять на каком этапе, через какой методический прием, с применением каких средств, посредством какого типа и каких средств, посредством какого типа и подбора заданий, через какие организационные формы будет осуществлено достижение поставленных целей. Реализация целей проставляется на полях при написании конспекта — это позволяет осознать поставленные цели, подвергнуть их корректировке.
- Далее в конспекте прописывается, что должны ученики знать и уметь после этого урока, например:
-
- должны знать (это в основном теоретические знания): определение показательного уравнения, методы решения показательных уравнений;
- должны уметь (практические умения и навыки): распознавать показательные уравнения по виду; уметь решать показательные уравнения методами сведения к одному основанию, почленного деления, вынесения общего множителя.
- Затем нужно обозначить опорные знания учащихся, которые необходимы при изучении новой темы и, как правило, актуализируются во время устной работы.
- Важным для учащихся является мотивационный аспект, осознание необходимости изучаемого материала. Мотивация может быть обозначена в двух направлениях: для дальнейшего изучения дисциплин школьного курса; для решения задач практического характера.
- Следующим блоком идет ход урока, который начинается с организационного момента.
-
- Оргмомент (1-2 мин.). Прописываются организационные слова учителя, приветствие.
- Проверка домашнего задания (3-5 мин.). Желательны разнообразные формы проверки домашнего задания: фронтальная, вынос на доску учащимися, взаимопроверка, выбор верных ответов из предложенных учителем на доске, либо на карточках, самостоятельная работа по аналогичным заданиям и др.
- Актуализация знаний (7-12 мин.). Этот этап должен полностью соответствовать своему названию. Задание, отобранные на устную работу, должны готовить учащего к восприятию нового материала (если это урок объяснения нового) и способствовать отработке умений и навыков (если это последующие уроки).
- Объяснение (10 мин., если это урок объяснения нового) или Закрепление (25-30 мин., если это урок отработки умений и навыков).
- Первичное закрепление (3-5 мин.). Как правило, это устные задания (на наглядности), позволяющие выяснить, усвоены ли основные принципиальные, ключевые моменты новой темы. Работа носит фронтальный характер. В конспекте прописываются задания, вопросы.
- После первичного закрепления идет обычное закрепление.
- Итог (2 мин). Может быть пассивным, когда учитель сам говорит: «Итак, мы сегодня с вами …» (перечисляет, что нового узнали, какого типа задания решали). Но лучше, когда итог активный. В этом случае учитель через вопросы выясняет, с чем же ребята сегодня познакомились на уроке. Здесь же учитель выставляет отметки, причем комментирует их и задает домашнее задание. В конспекте домашнее задание должно быть обязательно прорешено и, если есть необходимость, даны рекомендации к выполнению домашнего задания.
Оценивание конспекта урока
Экспертная оценка конспекта урока по методике В.Д. Шадрикова
Оценка конспекта урока производится по двум основным показателям:
- Уровень владения учебным материалом: насколько глубоко и полно раскрыта заданная тема урока.
- Уровень развития базовых педагогических компетенций. Оценка уровня квалификации проводится на основе следующих компетенций педагогической деятельности:
- Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
- Компетентность в области мотивации учебной деятельности
- Компетентность в области информационной основой педагогической деятельности
- Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений
- Компетентность в области организации учебной деятельности