Выпускники СПО на рынке труда

Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда: докл. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».

О докладе «Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда»

Аналитический доклад «Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда», подготовленный в 2023 г. Лабораторией исследований рынка труда Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» совместно с Центром развития навыков и профессионального образования, посвящен результатам трудоустройства выпускников среднего профессионального образования. Ниже приводим выдержки из доклада.

Положение выпускников российских колледжей на рынке труда показывает, насколько эффективно система СПО может трансформироваться в ответ на вызовы реальной экономики. Безболезненный переход выпускников СПО от учебы к работе в существенной степени предопределяет устойчивость рынка труда, обеспечивает воспроизводство рабочей силы для всех отраслей национальной экономики.

В докладе затронуты вопросы выбора постобразовательных траекторий, отдачи от образования, трудовой и образовательной мобильности. Рассмотрены гендерные различия выпускников на рынке труда. В основе анализа лежат тотальные административные данные Мониторинга трудоустройства выпускников Роструда, которые призваны дать комплексное описание российского рынка труда выпускников СПО и ответить на ключевые вопросы об эффективности национальной системы СПО.

Основная часть доклада написана с использованием общероссийской базы административных данных «Мониторинг трудоустройства выпускников» (далее также — МТВ) за 2022 г., которая включает информацию о полученном образовании и дальнейшем трудоустройстве выпускников всех уровней образования, в том числе СПО. Анализируются данные о выпускниках системы СПО, завершивших обучение в 2017–2021 гг. Сбор данных по выпускникам осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (далее также — Роструд) и координируется Министерством труда и занятости Российской Федерации.

Актуальность исследования

Лица со средним профессиональным образованием — это самая многочисленная категория работников на российском рынке труда. Их доля составляет около 45% от общей численности занятых в экономике и остается относительно стабильной на протяжении длительного периода. Более 32 млн человек, в разное время получивших диплом об окончании техникума, колледжа или профессионального училища, занимают рабочие места соответствующего квалификационного уровня во всех отраслях российской экономики — в машиностроении, металлургии, энергетике, добывающей промышленности, на транспорте, предприятиях связи, сервиса и торговли, в ИТ-секторе, а также в социальной сфере — в образовании, здравоохранении, в области культуры и искусства.

Требования к квалификации современных рабочих становятся все более подвижными. Распространение цифровых технологий увеличивает скорость происходящих трансформаций; как следствие, возникают новые профессии и целые отрасли. При этом существенно меняется спрос на отдельные компетенции и группы навыков работников традиционных «старых» профессий, а общие требования к квалификации кадров, их общим и профессиональным компетенциям становятся все более комплексными.

Российская система СПО, включающая более 4,5 тыс. профессиональных образовательных организаций, обеспечивает подготовку рабочих и технических специалистов для российского рынка труда. Gosudarstvennyye i chastnyye obrazovatel'nyye organizatsii SPO v 2022/23 uchebnom godu, %

Предполагается, что юноши и девушки, только завершившие обучение, являются носителями наиболее современных навыков и квалификаций. Они лучше должны быть подготовлены к работе на современном высокотехнологичном оборудовании, от них ожидается большая гибкость и мобильность в кризисных ситуациях, в момент быстрой перестройки производства и т.д. Однако отсутствие полноценного опыта работы по специальности, поверхностные представления о требованиях  работодателей и существующих технологических и экономических трендах, давно устаревшие образовательные программы усложняют переход от учебы к полноценной стабильной занятости. Все эти обстоятельства делают выпускников системы СПО одной из проблемных групп на рынке труда. Об этом говорят более высокие показатели безработицы среди молодежи, получившей среднее профессиональное образование, а также значительная доля выпускников СПО, перешедших в разряд экономически неактивного населения (Выпускники среднего профессионального…, 2020).

Эффективность взаимодействия системы образования и экономики страны проявляется в результатах трудоустройства выпускников и их успешности на старте трудовой
карьеры. Безболезненный переход выпускников СПО от учебы к работе в существенной степени предопределяет устойчивость российского рынка труда, обеспечивает воспроизводство рабочей силы для всех отраслей национальной экономики. Именно поэтому в качестве основного целевого индикатора развития системы СПО в федеральных программах развития образования предшествующих периодов (2006–2020 гг.) был определен «удельный вес численности выпускников образовательных учреждений профессионального образования, трудоустроившихся в течение 1 года».

Положение выпускников российских колледжей на рынке труда показывает, насколько эффективно система СПО может трансформироваться в ответ на вызовы реальной экономики. Систематический анализ процессов трудоустройства выпускников позволяет уточнить те проблемные области, которые требуют первоочередного внимания со стороны органов государственной власти, профессиональных образовательных организаций и работодателей.

Основные результаты исследования

  • Выпускники программ СПО оказывают существенное влияние на российский рынок труда. В перспективе ближайшего десятилетия их значение будет сохраняться. Это определяется изменением возрастной структуры работников и сокращением абсолютной численности занятых в возрасте до 40 лет на российском рынке труда. Данная возрастная группа составляла 32–34 млн человек в 2017–2019 гг. и сократится как минимум до 25–26 млн к началу 2030-х годов. Таким образом, численность молодых работников, которые традиционно являются источниками инноваций и новых идей, проводниками технологических изменений, будет постоянно уменьшаться. На этом фоне, и с учетом определенной инерционности структуры российской экономики, нарастающий поток выпускников СПО, выходящих на рынок труда, будет иметь все большее значение. От их стартовой квалификации, общих и профессиональных навыков, способности строить профессиональную карьеру будет в значительной степени зависеть квалификационный потенциал российской промышленности и социальной сферы.
  • Перераспределение студенческих потоков внутри системы СПО продолжается. Выпуск квалифицированных рабочих неуклонно снижается (2000 г. — 762,3 тыс.; 2015 г. — 368,2 тыс.; 2022 г. — 161,2 тыс.). Сегодня лишь каждый пятый выпускник СПО приобретает в колледже рабочую квалификацию. Устойчивым и массовым спросом пользуются не более 15 профессий, в том числе профессии сварщика, автомеханика, поваракондитера, тракториста, электромонтера, мастера строительных работ, кассира, машиниста тепловоза и некоторые другие. В то же время подготовка рабочих по ранее массовым профессиям для нужд высокотехнологичных отраслей (электроника, радиотехника и системы связи, приборостроение, авиационная и ракетно-космическая техника, кораблестроение, отчасти машиностроение) осуществляется не в тех объемах, которые необходимы сегодня российским предприятиям.

Struktura obuchayushchikhsya po obrazovatel'nym oblastyam v 2022/23 uchebnom godu, %

  • Для значительной части выпускников СПО обучение в колледже и получение среднего профессионального образования являются трамплином для перехода в университет, в большинстве случаев этот транзит происходит по преемственной специальности. Выпускники программ подготовки специалистов среднего звена (далее также — ППССЗ) гораздо сильнее ориентированы на дальнейшее получение образования: продолжают учебу в вузе 32% выпускников этих программ (особенно активно — в области наук об обществе, образования и педагогических наук) и только 13% выпускников программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее также — ППКРС). Выпускники колледжей в составе вузов продолжают обучение почти в 2 раза чаще, чем выпускники самостоятельных колледжей. Также чаще совершают переход из колледжа в вуз выпускники-отличники, окончившие колледж с красным дипломом, и те, кто учился в организации СПО на платной основе.
  • Доля официально трудоустроенных выпускников СПО независимо от уровня квалификации составляет около 40%2 . Этот показатель существенно ниже показателей трудоустройства среди выпускников системы высшего образования (далее также — ВО) — 70–75% (Выпускники высшего образования…, 2022). Треть выпускников СПО находятся вне системы образования и формального рынка труда не только сразу после окончания колледжа, но и спустя несколько лет. С одной стороны, это объясняется их вынужденной неактивностью из-за службы в армии или нахождения в отпуске по уходу за ребенком. С другой стороны, сказывается специфика занятости выпускников СПО — многие из них работают в неформальном секторе экономики. Кроме того, в используемых данных не были учтены те, кто трудоустроился в силовых структурах. Наиболее высокая доля официально трудоустроенных выпускников — по медицинским специальностям, в области естественных и технических наук. Существенной по масштабам для трудоустройства выпускников СПО является сфера торговли, где заняты не только выпускники с профильным образованием, но и обладатели самых разных профессий и специальностей СПО, не сумевшие трудоустроиться на рабочие места в соответствии с полученным образованием.
  • На рынке труда выпускников СПО, как и в целом в российской экономике, ярко выражено гендерное неравенство. Заработная плата выпускниц ППКРС составляет 70% от зарплаты юношей-выпускников, а выпускниц ППССЗ — 80%. Гендерная дифференциация заработной платы в первую очередь связана с образовательной сегрегацией. Девушки склонны выбирать специальности, связанные с гуманитарной и социальной сферами, трудоустраиваются в сферах с более низким уровнем оплаты труда. Кроме того, мужчины гораздо чаще начинают работать во время учебы, нежели женщины, и ранний старт карьеры сказывается на заработной плате. Вместе с тем девушки склонны чаще продолжать обучение в вузе после получения диплома СПО, чем юноши.
  • Средняя заработная плата официально трудоустроенных выпускников СПО составляет 35,4 тыс. руб. в месяц, что на треть меньше среднего заработка выпускников вузов. В то же время «зарплатная премия» выпускников колледжей существенна: они получают на 30% больше выпускников 11-х классов, вышедших на рынок труда, и на 55% больше выпускников 9-х классов. Заработная плата выпускников СПО поступательно увеличивается по мере накопления профессионального стажа.
  • Уровень трудоустройства выпускников СПО и их заработная плата существенно варьируются в зависимости от субъекта РФ. Это связано с экономической специализацией отдельных регионов и общим уровнем их социально-экономического развития. К числу лидеров по трудоустройству выпускников СПО и величине их нормированной заработной платы относятся регионы, в которых сосредоточены горнодобывающие и обрабатывающие производства, а также крупные агломерации с диверсифицированной экономикой.
  • В отличие от образовательной мобильности выпускников СПО, их трудовая мобильность характеризуется более интенсивными миграционными потоками и обширной географией перемещений. Около 40% работающих выпускников СПО покидают регион обучения для последующего трудоустройства, что сопоставимо с уровнем трудовой миграции выпускников вузов. Наибольшую приверженность к региону проявляют выпускники колледжей Центрального федерального округа (далее также — ФО), где остаются работать более 85% выпускников.

Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда [Текст]: докл. к XXIV Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2023 г. / К. В. Анисимова, А. А. Владимирская, Ф. Ф. Дудырев и др.; науч. ред. С. Ю. Рощин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023.

Конкурс Идеи образования, Конкурс педагогического мастерства

Принять участие в Конкурс Идеи образования, Конкурс педагогического мастерства

Конкурс Идеи образования, Конкурс педагогического мастерства: итоги

Конкурсные работы: Педагогический проект