Конспект урока

Рассказываем, что такое конспект урока, план, структура и требования к разработке. Приводим критерии анализа и оценки конспекта урока.

Конспект урока в планировании учебного процесса

Подготовка к разработке конспекта урока

Подготовка учителя к урокам начинается с годового и тематического планирования учебного процесса. Ведущую роль в годовом и тематическом планировании учебного процесса играет конспект урока. Конспект урока становится действенным средством осмысления и обобщения собственного педагогического опыта.

Конспект урока — подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока.

В теории методики обучения процедура планирования учебного процесса прописана в виде алгоритма. Схема тематического планирования включает следующие операции:

  1. Определение задач изучения темы на основе программы дисциплины и методических указаний.
  2. Ознакомление с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделение основных научных и воспитательных идей, понятий, законов, умений, навыков, которые должны быть усвоены учащимися в соответствии с поставленными задачами.
  3. Обоснование логики раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, дидактическими принципами, а также определение необходимых для раскрытия темы видов уроков.
  4. Конкретизация числа последовательности всех уроков по теме в соответствии с выделенным программой числом часов на ее изучение.
  5. Определение тематики каждого урока, формулировка основных задач, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса задач изучения темы.
  6. Конкретизация задач данного урока на основе изучения особенностей учащихся данного класса.
  7. Отбор наиболее рационального содержания обучения на данном уроке, выделение в нем главного.
  8. Выбор оптимального сочетания методов и средств обучения для решения намеченных учебно-воспитательных задач.
  9. Выбор формы организации учебной работы школьников на уроке.
  10. Определение оптимального темпа обучения на уроке.
  11. Определение содержания и методов домашней работы учеников.

Отбор содержания для конспекта урока

Отбор содержания урока сводится к выполнению следующих действий:

  1. Изучить содержание текста учебника.
    • Выделить в предлагаемом материале главное для актуализации знаний.
  2. Выделить все символы, обозначения, термины, понятия, факты.
    • Выяснить происхождение, правильную запись и чтение символов, обозначений, терминов и пр.
    • Проверить, какие из понятий являются основными, какие могут быть определены, но не определяются в соответствии с дидактическими принципами, какие понятия определяются, какие определения понятий надо знать дословно.
    • Разобраться в доказательствах, проверить себя в умении воспроизводить.
  3. Проанализировать систему задач учебника.
    • Выделить задачи, ориентированные на введение понятий, усвоение их содержания, на применение и систематизацию понятий; распределить задачи по блокам родственных задач и т. д.
  4. Изучить различные методические подходы к изложению отобранного материала.
    • Рассмотреть указания к упражнениям и определиться с технологией оформления.
    • Подобрать различные дополнительные задания: контрольные вопросы, устные упражнения, тесты, задания для выполнения, задачи повышенной трудности и т. д.
  5. Учесть особенности компоновки содержания материала.
    • Уточнить роль и место изучаемого материала в теме и курсе.
    • Определить содержание материала, необходимого для организации повторения, установления межпредметных связей, проведения самостоятельных и контрольных работ и т. д.
  6. Проверить возможность реализации поставленных целей урока.
    1. Обратить внимание на воспитательный и развивающий эффекты, практические примеры, прикладную и практическую направленность, эстетическую сторону учебного материала, возможность использования занимательных задач, исторических сведений, формирование навыков самоконтроля и т. д.
  7. Дифференцировать содержание учебного материала для интенсификации самостоятельной деятельности подготовленных учащихся и активизации помощи слабоуспевающим.
      1. Подобрать индивидуальные и фронтальные задания, которые направленны на вовлечение учащихся в активную и посильную самостоятельную учебную деятельность.
  8. Завершить отбор из учебника и других источников содержания учебного материала с таким расчетом, чтобы не перегрузить урок и обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний и умений.
    • Для организации работы в классе и дома, а также реализации возможного резерва времени на уроке распределить соответствующим образом весь отобранный материал.

Разработка конспекта урока

Обобщенная структура конспекта урока

Определенная роль в профессиональной деятельности учителя отводится умению оформлять результаты разработки урока. Содержание уроков может быть разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления конспекта во всех случаях одинаковы.

Конспект отражает основные этапы урока:

  1. Организационный момент;
  2. Постановка цели урока;
  3. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу;
  4. Объяснение нового материала;
  5. Закрепление учебного материала;
  6. Задание на дом.

Требования к конспекту:

  1. Цель, задачи и методы должны соответствовать теме учебного занятия и возрасту учащихся.
  2. Цель и задачи должны быть четко сформулированными и достижимыми.
  3. Важным элементом является наличие мотивации к изучению той или иной темы.
  4. Ход учебного занятия должен способствовать последовательному достижению цели и реализации поставленных задач.

Этапы работы и содержание этапов конспекта урока по В.Д.Шадрикову:

  1. Организационный момент:
  • постановка цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
  1. Опрос учащихся по заданному на дом материалу:
  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
  1. Изучение нового учебного материала:
  • постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;
  1. Закрепление учебного материала:
  • постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
  1. Задание на дом:
  • постановка целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Процесс написания конспекта урока

  1. В начале прописываются цели: образовательные, воспитательные, развивающие.
  • Образовательные цели формулируются в виде: научить; ввести понятие; отработать и закрепить навык, умение; контроль знаний учащихся по теме.

Приведем примеры формулировок.

      • Цели первого урока:
        • О1: ввести понятие правильной и неправильной дробей.
        • О2: первично закрепить эти понятия.
        • О3: научить распознавать правильную, неправильную дроби.
        • О4: научить наносить неправильные дроби на числовой луч.
        • О5: научить сравнивать правильные и неправильные дроби между собой и с единицей.
      • Цели второго урока:
        • О1: отработать и закрепить понятия правильной и неправильной дробей.
        • О2: продолжить отрабатывать умения и навыки по сравнению правильной, неправильной дробей и нанесению их на числовой луч.
        • О3: провести контроль знаний учащихся по теме «Правильные и неправильные дроби».
  • Воспитательные цели.
    • Воспитание качеств личности, воспитание нравственных черт, воспитание общеучебных навыков.
      • Например, воспитание аккуратности при выполнении чертежей; воспитание целеустремленности; воспитание трудолюбия, усердия при выполнении заданий; воспитание умения слушать товарища, не перебивать и т.д.
  • Развивающие цели.
    • Развитие мышления, памяти, речи; развитие мыслительных операций; развитие познавательной активности; развитие интереса к предмету и т.д.

При написании конспекта важно четко представлять на каком этапе, через какой методический прием, с применением каких средств, посредством какого типа и каких средств, посредством какого типа и подбора заданий, через какие организационные формы будет осуществлено достижение поставленных целей. Реализация целей проставляется на полях при написании конспекта — это позволяет осознать поставленные цели, подвергнуть их корректировке.

  1. Далее в конспекте прописывается, что должны ученики знать и уметь после этого урока, например:
    • должны знать (это в основном теоретические знания): определение показательного уравнения, методы решения показательных уравнений;
    • должны уметь (практические умения и навыки): распознавать показательные уравнения по виду; уметь решать показательные уравнения методами сведения к одному основанию, почленного деления, вынесения общего множителя.
  1. Затем нужно обозначить опорные знания учащихся, которые необходимы при изучении новой темы и, как правило, актуализируются во время устной работы.
  2. Важным для учащихся является мотивационный аспект, осознание необходимости изучаемого материала. Мотивация может быть обозначена в двух направлениях: для дальнейшего изучения дисциплин школьного курса; для решения задач практического характера.
  3. Следующим блоком идет ход урока, который начинается с организационного момента.
    • Оргмомент (1-2 мин.). Прописываются организационные слова учителя, приветствие.
    • Проверка домашнего задания (3-5 мин.). Желательны разнообразные формы проверки домашнего задания: фронтальная, вынос на доску учащимися, взаимопроверка, выбор верных ответов из предложенных учителем на доске, либо на карточках, самостоятельная работа по аналогичным заданиям и др.
    • Актуализация знаний (7-12 мин.). Этот этап должен полностью соответствовать своему названию. Задание, отобранные на устную работу, должны готовить учащего к восприятию нового материала (если это урок объяснения нового) и способствовать отработке умений и навыков (если это последующие уроки).
    • Объяснение (10 мин., если это урок объяснения нового) или Закрепление (25-30 мин., если это урок отработки умений и навыков).
    • Первичное закрепление (3-5 мин.). Как правило, это устные задания (на наглядности), позволяющие выяснить, усвоены ли основные принципиальные, ключевые моменты новой темы. Работа носит фронтальный характер. В конспекте  прописываются задания, вопросы.
    • После первичного закрепления идет обычное закрепление.
    • Итог (2 мин). Может быть пассивным, когда учитель сам говорит: «Итак, мы сегодня с вами …» (перечисляет, что нового узнали, какого типа задания решали). Но лучше, когда итог активный. В этом случае учитель через вопросы выясняет, с чем же ребята сегодня познакомились на уроке. Здесь же учитель выставляет отметки, причем комментирует их и задает домашнее задание. В конспекте домашнее задание должно быть обязательно прорешено и, если есть необходимость, даны рекомендации к выполнению домашнего задания.

Оценивание конспекта урока

Экспертная оценка конспекта урока по методике В.Д. Шадрикова

Оценка конспекта урока производится по двум основным показателям:

  1. Уровень владения учебным материалом: насколько глубоко и полно раскрыта заданная тема урока.
  2. Уровень развития базовых педагогических компетенций. Оценка уровня квалификации проводится на основе следующих компетенций педагогической деятельности:
  • Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
  • Компетентность в области мотивации учебной деятельности
  • Компетентность в области информационной основой педагогической деятельности
  • Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений
  • Компетентность в области организации учебной деятельности

Оцениваемые характеристики

Критерии оценки

Компетентность в области

постановки целей и задач

педагогической деятельности

Об уровне развития компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности можно судить по следующим критериям:

•        Учитель разделяет тему урока и цель урока.

•        Цели формулируются в понятной для ученика форме.

•        Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности.

•        Поставленные перед учащимися цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности.

•        Цели, ставящиеся перед учащимися, содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов.

•        Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока.

•        На начальном этапе урока учитель ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на уроке (организацию рабочего пространства, привлечение внимания учащихся к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме урока и т.д.).

•        Цели  и  задачи  опроса  носят  обучающий  характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом.

•        Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально значимых качеств личности.

Компетентность в области мотивирования обучающихся

Об уровне развития компетентности  педагога в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев:

•        Учитель демонстрирует учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике.

•        Учитель демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету, на теме урока.

•        Учитель использует знания об  интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы и т.д.

•        Учитель использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации учащихся.

•        Учитель планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.

•   Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы

Компетентность в области преподавания предмета

Данная компетентность складывается из следующих компонентов:

­          компетентность в предмете преподавания,

­          компетентность в методах преподавания,

­          компетентность в субъективных  условиях деятельности.

Компетентность учителя в предмете преподавания отражает уровень владения учебным материалом по предмету и может быть оценена на основе следующих критериев:

•        Учитель в ходе написания конспекта демонстрирует знание преподаваемого предмета.

•        Учитель хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, может дать ссылки на подходящие источники.

•        При изложении в письменной работе основного материала по предмету учитель раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету.

•        Учитель видит и раскрывает связь своего предмета с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются.

•        Учитель представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами.

Компетентность в

области

информационной

основы

педагогической

деятельности

Компетентность педагога в методах преподавания отражает методическую грамотность педагога, включая владение современными информационно-коммуникативными  технологиями.

Об уровне развития данной компетентности можно судить на основе следующих критериев:

•        Учитель демонстрирует владение современными  методами преподавания.

•        Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведенному на изучение темы.

•        Учитель  демонстрирует умение работать с различными информационными  ресурсами  и  программно-методическими комплексами, современными информационно-коммуникативными технологиями, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.

•        Об уровне развития компетентности педагога в субъективных условиях деятельности можно судить на основе следующих критериев:

•        При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебной деятельности педагог ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся.

•        Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастным  и индивидуальным особенностям учащихся, с которыми он работает.

•        Педагог планирует   работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися.

•        Педагог демонстрирует  владение методами работы  со слабоуспевающими обучающимися.

Компетентность в

области

разработки

программ и

принятия

педагогических

решений

Данная компетентность складывается из следующих компонентов:

­           умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы,

­          умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы,

­          умение принимать решения в педагогических ситуациях.

Об уровне развития умения выбрать и  реализовать  типовые образовательные программы, а также разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, с учетом требований основных нормативных документов можно судить на основе следующих критериев:

•        При подготовке к уроку педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: государственный образовательный стандарт, конвенцию о правах ребенка, базовые образовательные программы   ОУ, содержание   основных  учебников и учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету, допущенных или рекомендованных Минобрнауки  РФ,  основные  учебные программы, УМК,  методических и дидактических материалы  по преподаваемому предмету и т.д.

•        Конспект  урока составлен с учетом темпа  усвоения  учебного материала учащимися.

•        Конспект урока составлен с  учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала в рамках преподаваемого предмета и программы.

•        Учитель демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов.

•        Учитель использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету.

Об уровне развития умения принимать решения в педагогических ситуациях можно судить на основе следующих критериев:

•        Педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения.

•        Педагогические решения, отраженные в письменной   работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью.

•        Педагог демонстрирует умение адекватно изменять стратегию действий в случае, если не удается достичь поставленных целей.

Компетентность в области организации учебной деятельности.

Об уровне развития компетентности педагога в области организации  учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев:

•        Учитель ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов урока.

•        Учитель  владеет  методами  организации индивидуальной и совместной деятельности  учащихся, направленной  на решение поставленных целей и задач.

•        Учитель демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на уроке, поддержания дисциплины.

•        Учитель   демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог.

•        Учитель использует  методы, побуждающие  обучающихся самостоятельно рассуждать.

•        Учитель демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся.

•        Учитель демонстрирует умение организовать обучающихся для поиска  дополнительной  информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.).

•        Учитель может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы учащихся.

•        Учитель показывает учащимся, на основе каких критериев производится оценка их ответов.

•        Учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.

•        Учитель использует  методы,  способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающимися.

Идеи образования, Конкурс педагогического мастерства

Принять участие в Идеи образования, Конкурс педагогического мастерства

Идеи образования, Конкурс педагогического мастерства: итоги

Конкурсные работы: План открытого урока