Цифровая грамотность

Цифровая грамотность (Цифровые компетенции). Применение цифровой грамотности в образовании. Цифровые компетенции.

Цифровая грамотность

Цифровая грамотность  (Цифровые компетенции) — это способность человека находить, оценивать и передавать информацию с помощью набора текста или цифровых медиа-платформ. Это сочетание как технических, так и когнитивных способностей в использовании информационных и коммуникационных технологий для создания, оценки и обмена информацией.

Tsifrovaya gramotnost'

Авирам и Эшет-Алкалай утверждают, что пять типов грамотности охватываются общим термином «цифровая грамотность».

  • Репродуктивная грамотность: способность использовать цифровые технологии для создания нового произведения или комбинировать существующие произведения, чтобы сделать его своим.
  • Фотовизуальная грамотность: умение читать и выводить информацию из визуальных эффектов.
  • Ветвящаяся грамотность: умение успешно ориентироваться в нелинейной среде цифрового пространства.
  • Информационная грамотность: способность искать, находить, оценивать и критически оценивать информацию, найденную в Интернете и на полках в библиотеках.
  • Социально-эмоциональная грамотность: социальные и эмоциональные аспекты присутствия в Интернете, будь то общение, сотрудничество или просто потребление контента.

Навыки цифровой грамотности продолжают развиваться с быстрым развитием технологий искусственного интеллекта (ИИ) в 21 веке.

Применение цифровой грамотности в образовании

В связи с ростом использования технологий за последнее десятилетие педагоги изменяют традиционные формы обучения, чтобы включить в них учебные материалы по концепциям, связанным с цифровой грамотностью.

Цифровые компетенции

В 2013 году Открытый университет Нидерландов выпустил статью, определяющую двенадцать областей цифровых компетенций. Эти области основаны на знаниях и навыках, которые люди должны приобрести, чтобы быть грамотным человеком.

  • А. Общие знания и функциональные навыки. Знание основ цифровых устройств и использование их для элементарных целей.
  • Б. Использование в быту. Возможность интегрировать цифровые технологии в повседневную деятельность.
  • C. Специализированная и продвинутая компетенция для работы и творческого самовыражения. Возможность использовать ИКТ для выражения своего творчества и повышения своей профессиональной деятельности.
  • D. Технология опосредованной коммуникации и сотрудничество. Возможность эффективно подключаться, делиться, общаться и сотрудничать с другими людьми в цифровой среде.
  • Е. Обработка информации и управление ею. Использование технологий для улучшения вашей способности собирать, анализировать и судить об актуальности и цели цифровой информации.
  • F. Конфиденциальность и безопасность. Возможность защитить вашу конфиденциальность и принять соответствующие меры безопасности.
  • G. Правовые и этические аспекты. Вести себя надлежащим и социально ответственным образом в цифровой среде и быть осведомленным о правовых и этических аспектах использования ИКТ.
  • Н. Сбалансированное отношение к технологиям. Демонстрация информированного, открытого и сбалансированного отношения к информационному обществу и использованию цифровых технологий.
  • I. Понимание и осознание роли ИКТ в обществе. Понимание более широкого контекста использования и развития ИКТ.
  • J. Изучение цифровых технологий и с их помощью. Изучение новых технологий и их интеграция.
  • K. Обоснованные решения по соответствующим цифровым технологиям. Быть в курсе наиболее актуальных или распространенных технологий.
  • L. Бесшовное использование, демонстрирующее самоэффективность. Уверенно и творчески применять цифровые технологии для повышения личной и профессиональной эффективности и результативности.

Упомянутые компетенции основаны друг на друге. Компетенции A, B и C — это базовые знания и навыки, которыми должен обладать человек, чтобы быть полностью цифрово грамотным человеком. Когда эти три компетенции приобретены, вы можете опираться на эти знания и эти навыки для развития других компетенций.

1. Википедия. 2. Янссен, Хосе; Стоянов, Слави; Феррари, Анушка; Пуни, Ив; Паннекит, Кис; ↑ Слоэп, Питер (октябрь 2013 г.). «Взгляды экспертов на цифровую компетентность: общие черты и различия». Компьютеры и образование. 68: 473–481. DOI:10.1016/j.compedu.2013.06.008. ЛПВП: 1820/4986

Конкурс Идеи образования, Конкурс педагогического мастерства

Принять участие в Конкурс Идеи образования, Конкурс педагогического мастерства

Конкурс Идеи образования, Конкурс педагогического мастерства: итоги

Конкурсные работы: Педагогический проект