Дидактические игры

Рассказываем, что такое дидактические игры. Раскрываем признаки, группы дидактических игр. Методические ориентиры и результаты использования.

Что такое Дидактические игры?

Суть дидактических игр

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).

Дидактические игры очень разнообразны по направленности:

  • Интеллектуальная игра
  • Настольная игра
  • Развивающие игры
  • Ролевая игра

Признаки дидактических игр

Основными признаками дидактических игр являются:

  1. Наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода.
  2. Формализация действий участников в игре, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент.

Дидактических игр в образовании

Сферы использования дидактических игр

Дидактические игры в образование чаще всего используются в:

  • урочном обучении в начальной, средней и старшей общеобразовательной школе;
  • коллективных формах дополнительного образования,
  • групповых формах дошкольного обучения и воспитания,
  • интерактивных технологиях аудиторного обучения в вузе.

Группы дидактических игр

Разнообразие дидактических игр в своей основе опирается:

  • на игровые методики театральной педагогики русского психологического театра;
  • на психологические идеи герменевтики.

По характеру познавательной деятельности различают следующие виды дидактических игр:

  • Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например составляют узор по образцу и др.
  • Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков, например игра «Определи курс движения самолета».
  • Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся, например игра «Контролеры».
  • Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность, например игра «Числа — перебежчики».
  • Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Так, в игре «Угадай — ка» дети сами формулируют правило по рисунку, схеме и опорным словам.

Задачи дидактических игр. В зависимости от дидактических целей перед воспитанниками ставятся задачи, для решения которых им необходимо проявлять интеллектуальное напряжение, совершать умственную работу. При выполнении игровых задач активизируется мышление, тренируется память и развивается наблюдательность.

Однако игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель, при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей.
  2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
  3. В игре должен принимать активное участие каждый ребенок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.
  4. Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.

Роль и значение дидактических игр

Методические ориентиры дидактических игр

Основные организационно-методические параметры (ориентиры) дидактических игр:

  1. Двигательная активность самих обучающихся;
  2. Разнообразие (обязательная смена) во время урока: осуществляемых ролей (и учениками и учителем), темпо/ритма деятельности, рабочих мизансцен;
  3. Работа «малыми группами».

Результаты использования дидактических игр

Комплексная ориентация на эти три параметра позволяет обеспечить у обучаемых ситуационную реализацию:

  • их мотивационной свободы (добровольности);
  • их информационной инициативности (коммуникативности);
  • их деловой компетентности (самостоятельности).

Сопряжение этих качеств в ходе учебно-познавательной деятельности ведёт к тренировке-укреплению-расширению креативного потенциала личности.

Конкурс педагогического мастерства

Принять участие в Конкурс педагогического мастерства

Конкурс педагогического мастерства: итоги

Конкурсные работы: Педагогическая игра